Встреча в офисе президента, длительная беседа, фотосессия с президентом и его женой. Это программа государственного визита иностранного лидера? Нет, всего лишь визит американского киноактера Тома Круза, который прибыл в Киев по приглашению президента Владимира Зеленского.
Прибыл для того, чтобы поговорить о кино, рассказать, что якобы заинтересовался украинскими локациями для съемок одного из своих новых кинопроектов, и «послушать об опыте съемок в кино Владимира Зеленского».
Если пропустить мимо ушей официальное заявление пресс-службы президента, которая рассказала, что Зеленский просто хотел рассказать Крузу «о компенсации иностранным производителям, которые снимают фильмы в Украине», причины и цели данного визита как-то не очень понятны.
Соратники президента рассказывают о его «усталости от власти», парламентарии из «зе-команды» начинают публично ругаться с «зе-правительством», глава президентской партии готовится из нее сбежать, президентская охрана, похоже, бастует и отражать президента от коварных журналистов приходится пресс-секретарю. У президента, то нет времени сходить хотя бы на протокольные мероприятия в Бабий Яр, то нет времени к ним переодеться (интересно – из чего? Из замасленной спецовки?) – и он якобы вынужден был пойти туда «инкогнито».
Но при всем при этом, Владимир Александрович тратит свое бесценное время на какого-то популярного актера, как… Как кто? Привычка устраивать длительные личные встречи с актерами, в общем, не очень популярна в современном мире. Президенты говорят с банкирами, финансистами, на худший случай – с владельцами и руководителями крупных транснациональных корпораций. А вот с киноактерами – как-то не очень.
Правда есть в этом правиле, конечно, и исключения. Ибо кто же забудет белорусского президента Александра Лукашенко, который копал картошку со Стивеном Сигалом – и кормил его салом? Или российского президента Владимира Путина, который вручил Жерару Депардье российский паспорт и тоже рассказывал при этом о возможности переноса кинопроизводства на Россию?
Таким образом встреча в офисе президента стала своеобразной инициацией как для Зеленского, так и для Круза. Первый стал полноправной частью клуба постсоветских лидеров, а второй – вступил в клуб странных звезд-пенсионеров, которые радуют глаз и тешат самолюбие этих постсоветских лидеров. С чем их можно поздравить обоих.
Но без ответа остается вопрос о том, для чего все эти актеры необходимы как Зеленскому, так и Лукашенко с Путиным? Объяснений, на самом деле, может быть много.
Для последних двух президентов, конечно, все эти встречи и фотосессии могут быть своеобразной демонстрацией того, что несмотря на статус диктаторов они остаются персонами рукопожатными. И «здоровые силы Запада» в лице популярных представителей искусства – это некая легитимация культурным контекстом наподобие дружбы Ким Чен Ына с баскетболистом Родманом.
Однако для Зеленского, кажется, этот аргумент не работает – он, несмотря на все особенности, был избран на демократических выборах и подтверждать свою легитимность при помощи связей с поп-идолами не обязан. Так же и для Путина и Лукашенко такая «культурная дипломатия» не так много весит.
А сама распространенность данной традиции именно на постсоветской территории наталкивает на мысль, что это как-то связано с комплексами и капризами именно жителей бывшего СССР.
При том, что, собственно, классическая советская элита никогда не велась на подобный способ. Нет, у партийцев были свои «корпоративчики», чиновники заводили романы с театральными актрисами, но все это происходило максимально непублично, в замкнутом кругу «соратников». На трибуне Мавзолея, условно говоря, ни Сталин, ни Брежнев, ни даже Горбачев с актерами не фотографировались. Ни с советскими, ни с западными.
Не смотря на это, кажется, большая часть кайфа постсоветских элит от их «свиданий» с киногероями исходит именно от максимальной публичности, возможности сделать фоточку и разместить ее либо в инстаграмчике, либо на ленте новостей ТАСС, БелТА или сайтах всех украинских информагенств.
И мода на подобный жанр пришла к нам не из СССР, а из «лихих 90-х» годов прошлого уже века. Когда нувориши из «новых русских» – или «новых украинцев» – завели моду на публичное общение со звездами кино и эстрады. Это была своеобразная «реализация всех мечтаний» дворовых бандитов, которые волею судьбы внезапно получили тогда малиновые пиджаки, мерседесы и возможность купить если не кого угодно – то подавляющее большинство кумиров своего детства, на которых они смотрели на экранах черно-белых телевизоров.
А визиты актеров с Запада – из числа тех, фильмы с которыми на пиратских видеокассетах смотрел молодой глава колхоза с фамилией Лукашенко, и молодой агент КГБ по кличке «Моль» (впоследствии – президент Российской Федерации Владимир Путин) стали зримой демонстрацией того, что они достигли в этой жизни всего, чего только могли представить и захотеть. Отправленные в тираж актеры стали для них таким же «статусным» символом, как мерседесы и присутствие на попойках таких «бардов» как Михаил Круг – для главарей организованных бандформирований.
Не избежал такого соблазна и Зеленский, которому в те бурные годы было едва ли 20 лет. Потратив немалую часть молодости на заработки на корпоративах, украинский президент, похоже, решил испробовать возможности своего нового статуса и получить если и не на корпоратив, то по крайней мере для фотосессии Тома Круза. И с высоты исполнителя ролей в «Слуге народа» и в «Любви в большом городе» поговорить о киноискусстве с актером из «Миссии невыполнима». Как актер с актером.
Что же, если подобный вид культурного досуга позволит действующему президенту улучшить подпорченную реальностью самооценку и лучше справляться со своими прямыми служебными обязанностями – то всю эту историю можно только приветствовать. Другое дело, что не хотелось бы, чтобы эта «мимикрия под Путина и Лукашенко» коснулась и планов Зеленского остаться у власти на следующие лет 20-30, как это произошло с другими ценителями западных актеров.
Тарас Паньо / Depo.ua