Результаты парламентских выборов в Молдове, впервые проведенных по смешанной, пропорционально-мажоритарной системе, стали более-менее известны еще в понедельник утром.
Пророссийская Соцпартия с действующим президентом Молдовы Игорем Додоном получила 31,43. На втором месте – блок ACUM, объединивший крупнейшие проевропейские оппозиционные партии, возглавляемые Майей Санду и Андреем Нестасе, с результатом 26,1%.
Ну, а на третьем месте – правящая Демократическая партия Молдовы во главе небезызвестным «хозяином страны» Владом Плахотнюком, с показателем в 24,04%.
Еще в парламент попадет интереснейшая политсила – популистская партия «Шор», которую возглавляет 28-летний бизнесмен Илан Шор. Суд признал его виновным в причастности к мошенническому выводу из банковской системы Молдовы 1 миллиарда долларов – но в тюрьму или хотя бы в СИЗО Шор все никак не может попасть через разные процессуальные казусы. Которые, как говорят злые языки, длятся до того времени, пока партия Шора выполняет роль послушной марионетки для Влада Плахотнюка.
Если к результатам пропорциональной компоненты добавить мажоритарку, ситуация несколько изменится. Партия социалистов Додона может набрать 33-35 мандатов в парламенте из 101, Демократическая партия Плахотнюка – 28-29, блок ACUM – около 25-26, партия Шора – восемь. Еще 10-11 мест достанутся независимым кандидатам или представителям других партий, избранных в одномандатных округах.
Таким образом, напряженный финал избирательной гонки – в процессе которой лидеров демократической оппозиции травили ртутью, Плахотнюка обвинили в выводе 37 миллиардов рублей из России, а пророссийского Додона чуть не убили в автокатастрофе (о которой его предусмотрительно предупредили «неизвестные доброжелатели»), не слишком изменил расклад сил среди лидеров народных симпатий – примерно такую картину рисовали социологи и за месяц до голосования.
И при этих условиях пронзительной ясности результатов вопрос о том, кто сформирует правящую коалицию в Молдове, остается полной тайной. А догадки относительно будущей коалиции вряд ли порадуют представителей партий, победивших на выборах.
Принимая во внимание то, что как додоновские социалисты, так и проевропейский блок ACUM категорически не приемлют создание коалиции между собой или с Демократической партией. Зато партия Плахотнюка охотно готова блокироваться с кем угодно и на каких угодно формальных условиях.
Сам Влад Плахотнюк на брифинге после закрытия избирательных участков пригласил к диалогу решительно всех: «Несмотря на различные доктрины, которые имеют политики, они должны сосредоточиться на главной цели – делать жизнь людей лучше. Мы не зацикливаемся на прежних обидах. Нет политиков, с которыми мы не хотели бы говорить, нет тем, которые мы не готовы обсуждать».
И в этом месте можно вспомнить о том факте, что в 2014 году люди Плахотнюка взяли в парламенте каких-то 19 мандатов – а уже через год контролировали фракцию в 52 «штыка». Поэтому вариант, при котором третья по результатам партия (к которой, впрочем, можно смело добавить мандаты марионеточных «шоровцев») через некоторое время сформирует вполне дееспособную коалицию, кажется, как ни странно, практически неизбежным.
Другое дело, что в условиях экономических проблем и жесткой критики со стороны оппозиции, в которой Плахотнюк явно собирается одержать победу, такой удачный политический маневр с большой вероятностью закончится новой волной народных протестов.
Которые, в свою очередь, попытаются возглавить как демократы – те, которые не из Демпартии, так и додоновские социалисты.
А если оценить степень активности Москвы в деле пиара Додона – то совершенно не исключен вариант, когда в его пользу будет работать и сеть пророссийских организаций – и просто агентов в Молдове. Что, в свою очередь, увеличивает вероятность сценариев, одинаково неприглядных как для жителей Молдовы, так и для соседних с Молдовой государств. В первую очередь – Украины и Румынии. Поскольку приход к власти пророссийской Соцпартии рано или поздно закончится воссоединением Молдовы с Приднестровьем, и выходом «закрытых» пока российских баз на оперативно-тактический простор.
Таким образом, делая все возможное и невозможное для сохранения личной власти, Влад Плахотнюк не только превращает демократическое на первый взгляд государство в свое феодальное владение. Он еще и генерирует немалую геополитическую опасность для соседних государств.
Тарас Паньо / Depo.ua