п'ятниця, 22 листопада 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Флирт с Путиным: Как Трамп подталкивает Токио в объятия Москвы Очередная попытка налаживания добрососедских отношений между Россией и Японией, похоже, движется к закономерному провалу

Еще два месяца назад казалось, что помешать заключению мирного договора между Токио и Москвой не может ничто. Правительство Японии активно убеждало граждан своего государства в том, что с Россией нужно мириться «по модели 1956 года». То есть, получить обратно два из четырех Курильских островов – Шикотан и несколько ныне необитаемых островков, которые японцы называют Хабомаи, и на переговорах для удобства считают, как один. После чего можно подписать с Россией мирный договор и «начать активное сотрудничество, продолжив дискуссию о судьбе остальных островов».

Для того, чтобы сделать эту ситуацию более привлекательной для Москвы, в Токио согласились отказаться от любых финансовых претензий бывших жителей островов, депортированных оттуда после Второй мировой (да-да, японцы живут долго, и людей, которые успели пожить на оккупированных Курилах, в Японии еще 5 с лишним тысяч).

Для популяризации этого плана действующий премьер-министр Японии Синдзо Абэ пошел на такой экстравагантный шаг, как клятва на могиле отца с обещанием приложить все силы к тому, чтобы мирное соглашение между странами было подписано.

Будто бы не возражали против такой сделки и россияне – по крайней мере, о том, что она является «весомой базой для дискуссии», заявляли и в ведомстве Лаврова.

Конечно, недовымершие динозавры из КПРФ проводили на Дальнем Востоке какие-то митинги за «сохранение территориальной целостности России» – с кумачовыми флагами и портретами Иосифа Виссарионовича. Но эти митинги были согласованы с властями, а количество слушателей в черных шлемах и с дубинками порой превышало количество остальных участников.

Впрочем, в течение следующих двух месяцев поведение Москвы вдруг перестало быть похоже на предыдущие поиски компромисса. На двух других островах Курил – Итурупе и Кунашире – ударными темпами началось строительство больших казарм. Вокруг архипелага возобновились частые и энергичные учения российских вооруженных сил.

Впрочем, все это можно было бы списать на желание поторговаться за какие-то дополнительные преференции с Токио – а также намекнуть на то, что разговоры о дальнейшей судьбе двух других островов будут беспредметными.

Но дальше все пошло только хуже. 9 января посол Японии в России Тойохиса Кодзуки был вызван в ведомство Лаврова в связи с заявлениями Токио, где, видите ли, «призвали добиться понимания» жителей Южных Курил относительно вопроса о «переходе территориальной принадлежности островов к Японии».

По версии Москвы, в Токио взяли – и грубо исказили суть договоренностей лидеров России и Японии об ускорении переговорного процесса на основе Совместной декларации 1956 года. В Кремле считают, что в Токио демонстрируют «излишнюю спешку» заявляя, что именно в 2019 году наступит «поворотный момент» в вопросе о мирном договоре.

Проще говоря, складывается впечатление, что в Москве готовы подписать мирный договор, получить от Японии какие-то торговые преференции, радоваться встречам Владимира Путина с Синдзо Абэ. А вот отдавать острова – даже два – пока явно не готовы. Поэтому заявление о том, что в течение года надо добиться прогресса в этом вопросе – это «излишняя спешка».

В ответ на эту замечательную эскападу японцы, в свою очередь, хоть и не отменили визит высокопоставленных дипломатов России, но категорически запретили проводить после него пресс-конференцию. Очевидно, потому, что говорить о «прогрессе переговоров» они уже устали, а сказать то, что думают о российском «разводняке» – пока не готовы. Что, в общем, исчерпывающе характеризует состояние двусторонних договоренностей.

В этом месте возникает закономерный вопрос – а зачем, в таком случае, японцам вообще вести какие-то переговоры с Путиным? Всем же понятно, что этот – обязательно «кинет»?

Ответ здесь один. На протяжении более чем полусотни лет японцы не слишком спешили мириться с Россией, потому что чувствовали однозначную поддержку США. А сейчас, во время президентства Дональда Трампа, американские чиновники – с премьер-министром во главе – вполне откровенно говорят о том, что боятся агрессивного «китайского гегемонизма», который может заручиться поддержкой России, пользуясь тем, что полноценного мирного договора между Токио и Москвой нет до сих пор.

Конечно, отношения между Японией и США пока заметно лучше, чем между США и ЕС. И, конечно, американские военные базы никуда не исчезли из Японии.

Но в Токио подозревают, что человек, который в припадке собственной «альтернативной гениальности» может однажды намекнуть европейским союзникам по НАТО на тот факт, что «Вашингтон не гарантирует их защиты», надежным партнером считаться не может. А положение Японии – в окружении Китая и Северной Кореи – и впрямь требует немалой осторожности.

Поэтому длительный и безуспешный флирт между Москвой и Токио Вашингтон, конечно, может прервать. Но перед этим Дональду Трампу придется вернуться к четкой, прозрачной и предсказуемой международной политике.


Роман Федюк / Depo.ua
Поділіться цим