Генеральная Ассамблея ООН приняла инициированную Украиной резолюцию, которая призывает Россию вывести войска с территории оккупированного Крыма и осуждает нарастание российского военного присутствия в Черном и Азовском морях.
Кроме осуждения военного присутствия, резолюция напоминает и о ряде других противозаконных действий России. В частности, строительстве и открытии моста через Керченский пролив, действиях против коммерческих кораблей и ограничении судоходства, а также требует освобождения захваченных Россией украинских кораблей и членов их экипажей.
За резолюцию проголосовали 66 стран, против – 19 включительно с Россией. Список тех 19 является весьма показательным: кроме традиционных российских сателлитов в лице Армении, Беларуси и Сербии, поддержать Кремль решили несколько латиноамериканских стран и африканские «союзники» – вроде Южного Судана, просто Судана, Зимбабве и других. Ну и, конечно, в фан-клубе Москвы остались неизменные Сирия, Северная Корея и Иран.
Это решение является в некоторой степени логическим закреплением успеха, которого украинские дипломаты достигли в ноябре, когда третий комитет Генассамблеи ООН принял предложенную Украиной резолюцию о нарушении прав человека в Крыму, в которой осуждалось, в частности, незаконное установление Россией законов, юрисдикции и управления в Крыму, и подчеркивалась необходимость немедленно освободить украинских граждан, которые были незаконно задержаны и осуждены. Тогда, кстати, против украинской инициативы проголосовали 26 стран, в числе которых были и Китай, и Индия, а не только африканские союзники Кремля.
Возможно, штука в том, что некоторые страны осуждают милитаризацию, но к нарушениям прав человека относятся спокойнее. А может ситуативные союзники Кремля решили еще немного отдалиться от Москвы, и вместо поддержки максимум, что могут предложить – это воздержание от голосования. В любом случае, влияние российских дипломатов в ООН заметно ослабевает. Они понемногу привыкают к поражениям и изоляции. А российской прессе приходится утешаться тем фактом, что 72 страны воздержались от голосования за украинскую резолюцию.
Всему этому, конечно, стоило бы порадоваться, если бы не вполне естественный вопрос: какими будут реальные последствия вчерашней дипломатической виктории? С ними не все так однозначно. Поскольку надеяться на исполнение Москвой решения Генассамблеи как-то не приходится.
Впрочем, и потраченной бумагой назвать это решение тоже нельзя. Во-первых, заседание Генассамблеи – это отличный и недорогой способ проинформировать мировую общественность о реальном положении вещей как в Крыму, так и в украино-российских отношениях. Достичь такого охвата мировой аудитории без ООН Украина банально не смогла бы.
Во-вторых, позитивным процессом является маргинализация российской дипломатии. После такого заседания становится очевидно, что прямая и недвусмысленная поддержка Москвы на мировой арене – это путевка в клуб, где кроме Москвы остались Дамаск и Тегеран, Каракас и Хартум. Ну, и Минск с Ереваном, где тоже всерьез задумываются над тем, не слишком ли дорого стоит дешевый российский газ.
И для европейских адвокатов России – в Риме, Вене и Будапеште после голосования становится понятно, что можно сколько угодно говорить о «санкции не работают» и «с Россией надо дискутировать» в обмен на экономические преференции.
Но делать какие-то практические шаги в поддержку режима Путина – это, с одной стороны, нести колоссальные имиджевые потери, наступая на одни позиции с маргиналами в мировой политике, а с другой – попадать в своеобразную «путинозависимость», при которой, оказав Москве одну услугу, со временем приходится оказывать и следующую – хотя бы для того, чтобы детали предыдущей не стали достоянием общественности.
Поэтому хотя голосование за резолюцию на геополитическую реальность непосредственно не повлияет, цену на возможные международные манипуляции для России оно, безусловно, поднимет.
Роман Федюк / Depo.ua