п'ятниця, 22 листопада 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Секреты санкций: Ведут ли Россия и США тайные переговоры Почему главу Сбербанка России Германа Грефа вдруг вычеркнули из «Кремлевского списка»

Утром воскресенья 1 апреля 2018 года сразу два корпоративных самолета «Сбербанка России» элит-класса выкатились на стартовую позицию столичного аэропорта «Шереметьево». Один из них – личный самолет главы правления банка Германа Грефа Gulfstream G650 с бортовым номером RA-10204, второй – подобный, но с чуть большим количеством кресел в салоне Gulfstream G550 (RA-10203), которым обычно пользуется остальной руководящий состав банка. Оба с разницей в три часа в этот же день вылетают в аэропорт Сан-Франциско, пишет Ярослав Довгопол для Укринформа.

Ровно через пять дней, 6 апреля, администрация США объявляет новые санкции против российских олигархов и чиновников. Герман Греф, попавший ранее в «Кремлевский доклад», в новом списке отсутствует. В США и России расползаются слухи о «тайных переговорах», но на официальном уровне их, естественно, отрицают.

КТО ТАКОЙ ГЕРМАН ГРЕФ

«Сбербанк России» – одно из крупнейших финансовых учреждений РФ, попавшее под американские санкции еще в 2014 году, однако преуспевающее и сегодня на российском финансовом рынке в качестве конгломерата, подконтрольного Кремлю. Важно отметить, что 52% его акций принадлежат Центральному банку РФ. Другими крупными акционерами, по разным источникам, называются британские и американские инвесторы.

Герман Греф – фигура неоднозначная. Российский государственный политик немецкого происхождения (родился в семье этнических немцев), сделал стремительную карьеру от юристконсульта Петродворца в 1991 году до министра экономического развития и торговли (2000-2007 гг.). После этого возглавил правление «Сбербанка России» и остается на этой позиции до сих пор. Неоднозначность Грефа заключается в том, что после санкций в 2014 году его банк, несмотря на государственный статус, закрыл все свои представительства в Крыму и до сих пор отказывается принимать паспорта так называемых республик «ДНР» и «ЛНР». Президент Путин неоднократно критиковал политику его банка публично, однако во время встреч с самим Грефом отзывался уважительно.

В январе 2018 года Герман Греф оказался в открытом списке «Кремлевского доклада» среди 114 высокопоставленных чиновников и 96 российских олигархов. Этот список людей «приближенных к президенту России Владимиру Путину» Минфин США опубликовал нехотя, по требованию закона CAATSA (Акта противодействия противникам Америки путем внедрения санкций). Однако тогда появление списка вызвало глубоко панические настроения среди российского истеблишмента. В Вашингтоне успокаивали: это еще не санкции, добавляя при этом, что они будут вводиться выборочно и внезапно, чтобы возыметь максимальный эффект. И в этой ситуации эффект действительно получился – психологический. Ведь наиболее болезненным считается не столько сам факт наказания, сколько его ожидание.

«НЕПРИКАСАЕМЫЕ»

Здесь нужно напомнить, что Белый дом, который исполняет волю большинства законодателей, проголосовавших за CAATSA, искусно держит интригу. Ему удалось сохранить напряжение и до оглашения «Кремлевского доклада» 29 января, и после. Вспомним о тайном визите в Вашингтон трех руководителей российской разведки – Сергея Нарышкина (СВР), Александра Бортникова (ФСБ) и Игоря Коробова (ГРУ). Для этого даже пришлось некоторым из них временно отменить санкционные ограничения.

А ведь это случилось ровно за несколько дней до ожидаемого оглашения «Кремлевского доклада». И когда информация просочилась в прессу, в Белом доме не стали отрицать, а предложили официальную версию: велись переговоры о совместных усилиях по борьбе с международным терроризмом.

«О терроризме? С Россией? Да еще и приостановили санкции для этого?». Да ладно!

Впрочем, подобная позиция официального Вашингтона была ожидаемой и логичной. Даже если на переговорах и обсуждались фамилии «желательно неприкасаемой» касты в обмен на определенные уступки со стороны России, то это вполне нормальная практика, хотя нюансов остается много. Однако никто этого не признает официально.

Ровно такая же реакция прозвучала в Госдепартаменте США и по поводу визита делегации «Сбербанка России», а также возможных переговоров о конфигурации санкционных списков.

«Мы не обсуждаем санкций (США – ред.) с другими странами», – ответил высокопоставленный представитель Госдепа на вопрос, пытаются ли российские чиновники или олигархи использовать каналы общения с правительством США, чтобы смягчить ограничений. «Мы вводим санкции против (физических и юридических лиц – ред.) в разных странах, и это не является предметом переговоров», – подчеркнул источник.

Справедливости ради нужно отметить, что в пресс-службе Сбербанка комментарий по этому поводу пока взять не удалось.

ТАЙНЫЕ ПЕРЕГОВОРЫ – ДАЛЕКО НЕ СЮРПРИЗ

Между тем, в экспертных кругах Вашингтона на эту ситуацию смотрят вполне объективно. Как считает старший научный сотрудник по вопросам России «Американского совета по внешней политике» Стивен Бланк, проведение подобных закрытых переговоров – отнюдь не сюрприз. Хотя, в этой ситуации изначально в более выгодной позиции находится американская администрация, нежели российские переговорщики.

«Основываясь на имеющейся информации, вряд ли эти усилия (проведение тайных переговоров – ред.) являются, собственно, эффективными для россиян, поскольку США вводят все больше и больше санкций, и могут продолжать так делать в дальнейшем. Однако, это также говорит о доступе российских представителей к высокопоставленным чинам в США», – прокомментировал ситуацию американский эксперт.

Известный российский оппозиционный политик Илья Пономарев подтвердил, что, по его сведениям, не только представители «Сбербанка России», но и крупного консорциума «Альфа-Групп» действительно «активно работали в США», чтобы не попасть под санкции.

«Вообще, весь смысл политики персональных санкций – ровно в том, чтобы представители российских деловых кругов выходили на связь с американцами и, что называется, «разоружались» перед Кремлем. Отказывались от действий, направленных на поддержку войны в Украине, отказывались от легализации средств, отказывались от финансирования вмешательства России в политические процессы в других странах», – отметил российский политик.

По его словам, если предположить, что приезды российских делегаций в США – это «признаки того, что товарищи «нервничают» и как-то шевелятся, то в этом и есть здравое зерно». Хотя, как отметил Понамарев, Грефа он знает лично, «и Герман не очень стремится к тому, чтобы самому пачкаться» о политику Кремля.

Вместе с тем, российский оппозиционер выразил мнение, что нынешняя политика санкций США в связи с поспешными заявлениями Хейли о введении новых ограничений и отрицаниями Белого дома, мягко говоря, непоследовательна. Но кто знает, может это еще больше добавляет напряжения в деловых и политических кругах, приближенных к Кремлю?

Последняя волна американских санкций вызвала безусловно максимальный за последние годы негативный эффект на российском рынке активов. Кроме того, она почти разрушила крупные бизнес-империи, в частности, Олега Дерипаски и Виктора Вексельберга. И это лишь первое «китайское предупреждение» администрации Трампа денежному окружению Путина, которое тесно сплетено с вертикалью российской власти. Какой путь выберут Вашингтон и Москва в дальнейшем противостоянии, ни кому не известно. Но уже сегодня ясно: участие в тайных переговорах с американцами людей из окружения Путина, которые не хотят «пачкаться» о его политику, вряд ли усиливает позиции самого хозяина Кремля. И картина может измениться уже в ближайшем будущем.



Поділіться цим