Сурков назвал реалистичными идеи развёртывания миротворцев. И назвал важную деталь – поэтапную реализацию плана – поэтапное введение миссии.
Ожидаемо и это то, что мы в Ukrainian Institute for the Future указали в прогнозе на 2018 год как один из наиболее вероятных сценариев.
Остаётся вопрос: так когда начнётся. И тут вновь можно смотреть наш прогноз:
1. Излишне быстрое введение миротворцев может нести политические риски для Украины – ведь следом за миссией идут политические решения, в том числе выборы. Хотя бы местные – чтобы сформировать органы местного самоуправления.
2. Консультации США и РФ далеки от завершения, более того, ситуация «ни войны, ни мира» выгодна Кремлю, поскольку оставляет пространство для торга и время для ошибок Киева, которые можно использовать.
3. Даже быстрое решение (по самым оптимистичным прогнозам — весна 2018) на консультациях Волкера и Суркова потребует времени для
3.1 Согласования с президентами США и РФ, донесения идеи до Киева и других вовлечённых сторон. Это месяц, как минимум.
3.2 После реализации п.3.1 принимается политическое решение в нормандском либо ином формате. Ещё месяц-полтора.
3.3. Обсуждение этапов миссии в ООН, согласование первоначального мандата – месяц-полтора.
3.4 Только после этого решение выносится на Совбез ООН, плюсуем дополнительные 6-7 недель.
3.5. Решение Совбеза, за которым следует как минимум двухмесячный подготовительный этап (выделение средств, формирование контингента, переброска первых соединений) – 2-3 месяца.
4. Если подсчитать все временные отрезки, то получаем, что первые миротворцы (скорее всего на линии разграничения) могут появиться не ранее конца осени-начала зимы 2018.
5. Дальше будет начальный этап работы, в рамках которого начнуться активные обсуждения политических шагов. Но это уже в 2019-м.
6. На фоне таких обсуждений власть ставит себе в заслугу прекращение огня (стрелять перестанут) и утверждает, что будет защищать политические интересы.
7. Это происходит как раз во время предвыборной президентской (а возможно и парламентской) кампании.
Таким образом политические шаги, дальнейшая реализация оставляется для нового (или нового-старого) президента и новой Рады.
Ведь это в европейских демократиях принято «закрывать» кризисы, или, как минимум, ставить точку в формировании своей позиции перед выборами, дабы не оставлять проблем тем, кто придёт следом. Украина только идёт в Европу, поэтому в отношении проблем алгоритм иной:
1. А это пусть расхлёбывают те, кто придут после нас!
2. Те, кто приходит, независимо от наличия (они как правило есть) и масштабности проблем даже в своих собственных неудачах винят «попередників» как минимум года два, если не три. А дальше – смотри п.1.
Игорь Тышкевич / Facebook