п'ятниця, 22 листопада 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Петр Олещук: Головокружение от успехов «польского мира» Польша никогда не была абсолютно бескорыстным «адвокатом Украины». Она просто продолжала ту доктрину, которую сформулировал еще Пилсудский

Очевидно, что сейчас власти Польши открыто показывают, что наши отношения, мягко говоря, переживают не лучшие времена. И это может отражаться в соответствующих дипломатических демаршах. Скандал с Польшей не является чем-то принципиально новым. По большому счету, это результат процессов, которые начались не вчера, пишет Петр Олещук для Нового времени.

Глава польского МИД заявил, что якобы они выступали адвокатами Украины в Европе, поддерживали Украину, а мы этим пользовались. И поэтому Польша будет пересматривать свою политику. То есть теперь именно в контексте политической поддержки Польша будет вести себя более сдержанно. В перспективе это может повлиять на присоединение Украины к различным европейским и евроатлантическим институциям. Это также может повлиять на перспективы евроинтеграции Украины. Но здесь нужно учитывать следующее обстоятельство. Евроинтеграция Украины сейчас не актуальна, никто в Европе этот вопрос поддерживать в данный момент не готов.

С другой стороны, далеко не факт, что позиция Польши или Венгрии не будет трансформироваться. Конечно, все это неприятно, но с другой стороны этот конфликт накапливался долго. И вообще, это даже неплохо, что все определили свои позиции, и это означает, что теперь будет гораздо легче искать какие-то выходы из сложившейся ситуации.

Польша никогда не была абсолютно бескорыстным «адвокатом Украины». Польша просто продолжала ту доктрину, которую сформулировал еще Пилсудский, смысл которой заключается в том, что Украина рассматривается, в первую очередь, как буфер между Польшей и Россией. Именно в таком контексте: Украина как гарант независимости Польши от российского давления и влияния.

Кроме того, Польша, наверное, переживает состояние некоего вдохновения от собственных успехов. Она имеет неплохую экономическую ситуацию, и Польша видит себя восточноевропейским лидером и восточноевропейским центром. В польских элитах могут зарождаться идеи, связанные с необходимостью польского доминирования в Восточной Европе. Так сказать, вместо «русского мира» может быть предложен пакт «полоника» или что-то в этом роде, то есть «польский мир». Польша, как и Россия, это государство со значительными имперскими традициями, это атрибут их политической культуры, и все, по большому счету, это понимают.

Сотрудничество Украины и Польши в любом случае будет продолжаться. Подтверждением этого является то, что Польша увеличивает квоты на рабочие визы для украинцев, которые стали неотъемлемым элементом «польского экономического чуда». Но сейчас стоит вопрос, в каком формате наши отношения будут продолжаться.

Польша, очевидно, рассматривает их в формате собственного доминирования: Украина должна быть неким «младшим братом» по отношению к Польше. Но Украина должна заботиться о собственных интересах и ставить вопрос о двусторонних отношениях на основе паритета. И сегодняшние исторические споры являются испытанием формата этих отношений. Польский президент позволяет себе заявления по поводу того, кто может, а кто не может быть в украинском правительстве. Это неправильно, и это расчет на нашу слабость и на податливость влиянию.

Поэтому сейчас будет ухудшение отношений, но, в любом случае, они стабилизируется. В дальнейшем мы можем строить отношения в двух форматах: либо Украина признает себя младшим партнером, либо это партнерство будет равнозначным, и мы сможем снять большинство острых вопросов.

Украина должна реагировать на эту ситуацию твердо, но взвешенно. Не опускаться до уровня обмена по принципу «сам дурак», а четко заявить о своей позиции. Украина рассматривает Польшу и все страны ЕС в качестве своих стратегических партнеров, сохраняет курс на евроинтеграцию и готова сотрудничать по всем основным вопросам. Но Украина имеет право сама обозначать свою внутреннюю политику, а отношения как с Польшей, так и с другими странами мы готовы строить на основе диалога, взаимопонимания и поиска взаимовыгодного решения.



Поділіться цим