п'ятниця, 22 листопада 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Национальные особенности закручивания гаек в России Зачем российский Совфед подготовил доклад о вмешательстве во внутренние дела

Российский Совет Федерации в понедельник огласил основные тезисы, а во вторник на пленарном заседании уже и заслушал некий доклад, подготовленный его Временной комиссией по защите государственного суверенитета. Несмотря на скучные канцелярские формулировки, эта история с докладом очень важна и интересна – для понимания того, как Кремль боится своей страны, своего все еще недобитого и живого общества. И как именно власть собирается дальше огораживать РФ от остального мира – вменяемого, пишет Олег Кудрин для Укринформа.

Охранительный креатив Совфеда

Есть в России такой реликтовый, практически бесполезный аппендикс российского парламентаризма, так называемая «верхняя палата парламента» – Совет Федерации. Чтобы было смешнее, стоит указать полное название – Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Уже по трем словам из шести с корнем «федерал(ц)» понятно, что федерацией там и не пахнет. Люди (сенаторы) назначаются туда по решению президента с формальным одобрением его выбора полностью подконтрольными Путину региональными парламентами и губернаторами. В Совфеде удобно оперативно проштамповывать разные нужные ВВП решения. Даже удобней, чем в Госдуме, где более-менее активные клоуны от ЛДПР-КПРФ иногда более-менее талантливо имитируют парламентские дебаты.

А еще, чтобы вы знали, в Совете Федерации есть Временная комиссия по защите государственного суверенитета. Во вторник Совфед заслушал ее предварительный доклад по – внимание! – вмешательству извне во внутренние дела России. И вот тут уже смешки в сторону, потому что в этом докладе показано, по каким направлениям, в какой очередности и насколько будут дальше закручиваться гайки в России. Авторы достаточно прозрачно говорят об этом, рекомендуя дальнейшее ужесточение законодательства.

Указывается и кто вмешивается – тут секрет невелик. Но полезно лишний раз насладиться формулировкой. Это – «власти США и ряд их сателлитов, прежде всего, из числа государств – членов НАТО». Приятно думать, что в число «сателлитов» входит Украина. Не зря в докладе особо указано, что «попытки вмешательства» усилились с 2014 года. То есть, с тех пор, как мирная Россия захватила Крым и развязала войну на Донбассе.

Комиссия определила девять таких «направлений вмешательства извне». Рассмотрим их в очередности, данной комиссией (она неслучайна), но авторски сгруппировав, согласно внутренней логике всего списка.

Главные угрозы: НКО и образовательные программы

1. Создание некоммерческих организаций для политической деятельности.

В точной формулировке авторов – «создание и поддержка НКО, иных подобных структур, прямо или косвенно участвующих в политической деятельности в интересах зарубежных государств и оказывающих воздействие на институт гражданского общества в целом».

2. Финансирование образовательных программ.

Если подробней – «работа с образовательными учреждениями, обучающимися, финансирование образовательных программ с целью дальнейшего контроля этой сферы, ее трансформация в направлениях, которые выгодны политическим конкурентам РФ».

Почему именно эти угрозы для Кремля самые страшные? Начиная с ареста Ходорковского в 2003 году, власть за прошедшие 14 лет практически полностью взяла под контроль финансовые потоки, не только крупные, но и мелкие ручейки. Даже интернетная шапка по кругу типа Яндекс-кошелек, пускаемая периодически российскими общественниками, тоже не анонимна и не безымянна. То есть некая более-менее крупная общественная активность в России должна проходить только с санкции Кремля и под контролем ФСБ. «Политической деятельностью, прямой или косвенной, в интересах зарубежных государств» в России называют все, от правозащиты до экологии. Для борьбы с этим уже был введен институт «иностранных агентов». Этот грязный ярлык обязывает его обладателя предоставлять более подробную и частую отчетность. Но, вероятно, решено, что этого мало. И наступление продолжится, вплоть до полного усмирения организаций, вроде нынешней «Открытой России».

Еще показательней предстоящий, судя по всему, обрыв международных образовательных программ. В России взят стойкий курс на снижение стандартов образования, прежде всего в гуманитарной сфере. Все верно – безграмотными и не умеющими системно мыслить, управлять проще. Уже сегодня российские студенты и выпускники на том месте в голове, где у них должны быть системные обществоведческие знания, имеют полнейшую кашу. Но тут еще есть резервы для ухудшения. Цель – дальнейшее понижение гуманитарной грамотности. А если изолировать страну от зарубежья, то не с чем сравнивать. Но сами участники учебного процесса будет считать, что они вполне на уровне.

Показательно, что все эти ограничительные меры Россия проводит в условиях, когда сама она чрезвычайно активна за рубежом, часто – и не особо скрывая. Например, финансируя НКО и различные образовательные программы через «Россотрудничество». Много в мире и российских образовательных программ. Причем победителей различных курсов и конкурсов стремятся повозить не только по Питеру, Москве, но и отправить в Крым в какой-нибудь «Артек» (такой проект, в частности реализуется Роскосмосом).

Более того, объявляя у себя в стране безобидные НКО политическими организациями, на внешней арене Россия даже политические партии финансирует – достаточно вспомнить кредиты «Национальному фронту» Марин ле Пен.

Отдельная песня – тайное финансирование, через офшоры, через подставные структуры, через банки-«прачечные», а также по криминальной линии. На Западе сейчас только начинают разворачивать этот клубок змей. Что совсем не просто, потому что слишком многие уже давно и надежно прикормлены.

3-4-я угрозы: Дискредитация власти и РПЦ

3. Дискредитация российской власти через СМИ и социальные сети.

«Использование СМИ и социальных сетей для дискредитации страны, институтов власти, политических лидеров и в целом для формирования определенных стандартов общественного мнения».

То, что Кремль называет «дискредитацией», на самом деле называется «свободой слова». Она катастрофически страшна для авторитарного режима. Не зря информационное поле в России зачищено до блеска. Настроения масс регулируются государственными и аффилированными с государством медиа с точностью тумблера. А редкие «либеральные» СМИ выполняют особые функции – достаточно безопасного канала обратной связи; места «вбросов» для проверки общественного мнения; канала «сливов», нужных власти в данный момент в данное время. Честно говоря, трудно представить, что здесь можно зачистить больше, чем есть.

И тут тоже стоит отметить асимметричность. Пока в «нулевые годы» Запад информационно разоружался, закрывая русские службы «Голоса Америки», Би-Би-Си, «Немецкой волны», едва не угробив Радио Свобода, Россия со второй половины «нулевых» успела вооружиться до зубов. Ею были вложены миллиарды долларов в разветвленные многоязычные сети Russia Today, РИА Новости с сателлитом Sputnik. А когда мир слегка напрягся, был нанесен легкий грим: Russia Today стало просто RT. В разных странах оно было зарегистрировано как местное коммерческое СМИ.

После украинской агрессии Запад все же начал обороняться. Появились аналитические центры, исследующие роспроп. США на базе «Голоса Америки» и Радио Свобода запустили интернет-телеканал «Настоящее время», а также заговорили о том, чтобы дать каналу RT статус «иностранного агента» (который был введен в Штатах еще для борьбы с нацистской пропагандой). Вот тут Россия взбеленилась и пообещала прижучить Радио Свобода и «Настоящее время».

И снова поразительная асимметрия! Ведь RT в Америке есть в трансляционных телесетях, о чем «Настоящее время» и мечтать не может. США в данной ситуации всего лишь хочет восстановить хоть какое-то информационное равновесие. Дай-то бог!

С социальными сетями все проще и понятней. Роскомнадзор будет и дальше приструнять зарубежные сети, требуя максимального переноса данных в Россию, чтобы их могло контролировать ФСБ. Тех, кто не согласится, будут ущемлять вплоть до закрытия. Что российское общество, слегка пошумев, проглотит. Ведь есть родные (эфэсбэшные) ВКонтакте и «Одноклассники».

4. Дискредитация РПЦ и разжигание межрелигиозной розни.

Банальность говорить, что РПЦ при нынешнем режиме пытается, правда, с переменным успехом, выполнять идеологические функции КПСС. К тому же после объединения с эмигрантской Зарубежной русской православной церковью, заграничные приходы РПЦ стали очень серьезными центрами влияния. Не говоря уж о главном на данный момент объекте агрессии, Украине, с абсолютно подконтрольным филиалом УПЦ МП.

Кремль четко заявляет, что будет охранять РПЦ от более-менее жесткой критики. А данное в досыл «разжигание межрелигиозной розни» – это просто уточнение, по какой статье станут преследовать в рамках данной охранительной политики.

5-7: Как поставить дамбу протесту

5. Стимулирование протеста.

6. Вовлечение в протесты молодежи.

7. Разжигание межэтнических конфликтов.

Эти три пункта «внешних угроз» – просто подлог. Заграница тут ни при чем. Все источники и механизмы развития данных процессов – внутри России. А сделан этот подлог для оправдания, как мировоззренческого, идеологического, так и юридического, будущего закручивания гаек в связи с вероятным нарастанием протеста в России.

Самый неприятный сюрприз для Кремля – появление навальненской «школоты». Для части молодежи, родившейся и росшей при Путине, вождь – нечто данное раз и навсегда. Но в молодежном социуме всегда достаточно велик процент пассионариев, нонконформистов. Для них Навальный – единственная надежда на хоть какие-то перемены, хоть какой-то свежий ветер в стране. Но…

Российской власти уже удалось перепрограммировать российских солдатских матерей, тихо и покорно встречающих многотысячный «груз 200» из Украины. Следующая задача – подготовить российское общество (и тех же матерей) к жесткому подавлению протеста, в том числе молодежного. Кремль верит, что в России украинский вариант со взрывом возмущения после избиения «Беркутом» молодежи 30 ноября, не повторится.

Сложнее пункт с «межэтническими конфликтами». Он многослойный, как торт «Наполеон», поэтому его стоит рассмотреть подробнее: «Разжигание межэтнических противоречий, конфликтов, инспирирование протестных акций на этнической почве в республиках Северного Кавказа, Поволжья, в Крыму».

Начнем с конца – Крым. Важная задача данного пункта – в легитимизации дальнейшей эскалации насилия в отношения крымских татар («А чего их жалеть, если они все из-за рубежа купленные!»).

В Поволжье сейчас началось наступление на остатки федерализма. Цель состоит в том, чтобы лишить национальные республики остатков культурно-национального самоуправления, низвести их до уровня обычных областей. Показательно, что о необязательности изучения татарского языка в Татарстане сказал не кто-нибудь, а сам ВВП.

Еще сложней и разнообразней ситуация на Северном Кавказе. Но и здесь главное в том, что Кремль заранее выписывает себе индульгенцию на самые многообразные варианты закручивания гаек, применения насилия, заявив, мол, все плохое, что там может случиться – исключительно результат происков внешних сил, с которыми нужно решительно бороться.

И в этих трех пунктах также полезно напомнить о явной асимметрии. Сама-то Россия за рубежом активно поддерживает акции протеста, стимулируя политических маргиналов, левых и правых популистов, радикалов. Россия проводит у себя съезды и конференции сепаратистов со всего мира. И это при том, что ее законодательство по поводу малейших проявлений сепаратизма (за который часто выдается лишь требование реальной федеративности) чрезвычайно жесткое.

8-9: Таки да внешние силы

Также весьма показательно, что последними пунктами в докладе Совфеда о «вмешательстве извне» указаны реально международные факторы и, как любят говорить сегодня российские политологи, «акторы» (от слова «акт»). Если бы их поставили в начале, то на их фоне остальные пункты о «внешнем вмешательстве» смотрелись бы еще менее реалистично.

Эти пункты, в значительной степени, просто констатирующие:

8. Введение международных санкций.

Если подробней: «Все виды антироссийских санкций как инструмента нажима на власть и общество».

Ну, в очередной раз стоит напомнить, что здесь не упомянуты российские антисанкции. И что сам этот пункт подтверждает эффективность западных санкций, принятых в ответ на российскую агрессию в Украине (что так часто Кремль отказывается признавать, говоря, будто санкции России только на пользу).

9. Очернение России на международной арене.

То есть, «очернение на мировой арене российской политической и экономической жизни с последующим использованием этой информации внутри России».

А этот пункт, по сути, выходит на пункт №3, помните – об «очернении российской власти». Но здесь кроме констатации факта еще заложено оправдание наращивания международной активности России, как в информационном поле, так и в экономическом, в политическом. Зачем? Для сохранения упоминавшейся ранее асимметрии, когда Запад фактически разоружился перед становящейся все более активной и агрессивной путинской Россией.

Продолжение следует

В резолютивной части доклада члены Временной комиссии предупредили, что есть «серьезные основания предполагать усиление вмешательства в суверенные дела России в связи с предстоящими в марте 2018 года выборами президента РФ». Далее следует замечательная в своей абсурдности фраза: «Сдерживание России должно начаться из США с января 2018 года – в преддверии президентской предвыборной кампании в РФ; на эти цели Вашингтон предусмотрел выделение в ближайшие два года дополнительно 250 млн долларов». М-да, какая в России федерация, такие и сенаторы – не в ладах с логикой. Президентская кампания в РФ закончится 18 марта. А выделение транша, обусловленного ею – на «ближайшие два года».

Любопытно выглядит рекомендация «предусмотреть возможность введения особого характера отношений с государствами, с территории которых систематически происходит очевидное вмешательство во внутренние дела России». Это, как мы помним, в первую очередь, США. Интересно будет увидеть конкретное наполнение этого «особого характера отношений».

И последнее – итоговый ежегодный доклад комиссия подготовит к декабрю 2017 года. Обещано, что «особое внимание в нем будет обращено на возможные попытки вмешательства извне в президентские выборы в России в марте 2018 года».

Вот ведь как. Вроде бы и протесты в России пока не такие большие, а боится Кремль. Очень боится. И услужливый Совфед, чувствуя это и не зная – где именно тот споткнется, подушечки подкладывает ему с самых разных сторон.



Поділіться цим