п'ятниця, 29 березня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Владимир Фесенко: Слуга превращается в хозяина Учитывая отсутствие у Зеленского опыта и компетенции в сфере политики, отсутствие больших ошибок – это уже достижение

Слуга народа превращается в хозяина страны – за первые 100 дней Зеленский смог сконцентрировать в своих руках едва ли не всю власть. Вопрос в том, как теперь ею распорядится. Возможны авторитарные тенденции, а учитывая то, что любая попытка авторитарности вызывает сопротивление украинцев – это риск очередного политического кризиса.

Высокая внешнеполитическая активность стала главным достижением Зеленского. Даже у Порошенко не состоялось столько важных визитов в первые 100 дней. Такой успех стал неожиданностью, ведь у Зеленского нет соответствующего опыта и компетенции. За такой короткий период он побывал в Берлине и Стамбуле, прошел саммит Украина-ЕС, а также, впервые за 20 лет, состоялся визит премьер-министра Израиля. И, главное — есть предварительная договоренность об официальном визите Зеленского в США, чего Порошенко добивался не один год.

Состоялся прорыв в переговорах по Донбассу. Несмотря на нежелание Москвы делать подарки, Зеленскому удалось сдвинуть переговорный процесс с мертвой точки. Он смог спровоцировать Путина на телефонные переговоры, что, учитывая проблему моряков и необходимость преодоления блокады переговорного процесса, является правильным решением.

В нормандском формате также произошли сдвиги. В июле состоялась встреча помощников лидеров стран, а также активно шли переговоры как в телефонном, так и традиционном режиме 3+1, планируется новая встреча.

На счету президента и ряд локальных достижений по Донбассу – прежде всего соглашение о разведении сил в районе Станицы Луганской, и снижение военной активности в целом. Судя по реакции партнеров по переговорам, они увидели эту позитивную динамику. Появился свет в конце переговорного туннеля. Впрочем, есть и некоторые опасения – вдруг за это попросят сдачу чего-либо взамен?

Главным поражением Зеленского стали его отношения с Верховной Радой. Он пошел на открытый конфликт с парламентом, что привело к блокировке всех его законодательных и кадровых инициатив.

Такая огромная власть – вызов для самого президента. Очевидна слабость его кадровой политики. Было принято ряд ошибочных решений в назначении губернаторов. Очень показательная ситуация произошла с кандидатурой на губернатора Одессы, вызвавшая большое сопротивление. Как и назначение губернатора Луганска, вызвавшее острую критику и недоумение зарубежных экспертов. Некоторые кадровые решения все же оказались удачными – например, губернаторов Львовской и Киевской областей.

Много ошибочных решений было и в составе списка кандидатов в депутаты – как по партийному списку, так и по мажоритарке. По некоторым позициям это уже заметно, по другим проявится чуть позже.

Ошибкой считаю и назначение в трехстороннюю контактную группу Романа Бессмертного. Не стоило брать на эту должность политика – тем более самостоятельную фигуру, которая в диссонансе как с позицией Кучмы, так и с позицией самого Зеленского. Ошибку исправили, назначив на должность профессионального дипломата, однако конфликта можно было избежать, если бы с Бессмертным встретились и попытались понять его позицию до назначения.

Заметно отсутствие системности и четкой процедуры подготовки важнейших государственных решений – от законопроектов до указов. У некоторых чрезвычайно важных решений отсутствует аргументация – вот как о роспуске Верховной Рады. Для Зеленского и его команды все закончилось благополучно – Конституционный Суд решил не рисковать. И хоть это претензия скорее к Богдану, Зеленскому тоже стоит усвоить урок.

Та же история с люстрацией чиновников времен Порошенко, под который попадает и сам бывший президент. Этот законопроект раскритиковали многие эксперты и политики – в том числе за рубежом. При люстрации чиновников периода Януковича были ясны причины, но антипатия к Порошенко и его поражение на выборах – не основания для люстрации. Этот законопроект готовился без согласования с командой. Вероятно, Богдан сыграл на эмоциях Зеленского и его недоверии к Порошенко. В результате законопроект вызвал недоумение даже у ближнего окружения.

Еще одна слабость, которая может понести за собой потенциальные риски – повышенная эмоциональность и нетерпеливость Зеленского. Это играет против государственных интересов и снижает авторитет президента, как это произошло после публичного противостояния с Климкиным. Такой нетерпеливостью пользуется Москва. Именно она в значительной мере спровоцировала конфликт, играя на эмоциях Зеленского и его недоверии к Климкину и МИДу. Своей оскорбительной нотой они создали конфликтную ситуацию, а дальше сорвался сам Зеленский.

Москва играет с ним как кошка с мышкой и это бросается в глаза. Отсюда и ультиматумы – хочешь встречи на высшем уровне? Выполни условия. Но Россия может выполнить лишь часть обещаний и поставить новые условия. Не стоило показывать визави по переговорам и политическому оппоненту свои эмоции.

Несмотря на проявившиеся слабости и риски, эти 100 дней оказались для Зеленского успешными, что подтвердили результаты досрочных выборов. А учитывая отсутствие опыта и компетенции в сфере политики, отсутствие больших ошибок – это уже достижение.


Владимир Фесенко / Новое время
Поділіться цим