четвер, 12 грудня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Cергей Климовский: Виктор Орбан как продавец веревок Кремлю Венгрия может сохранить статус-кво, но для этого придется перестать рассказывать, как украинцы жестоко угнетают венгров, заставляя учить язык государства, в котором те живут

Виктор Орбан 15 ноября, подражая Москве, решил вмешаться в выборы в Украине, и заявил, что его не устраивают ни Порошенко в качестве президента, ни коалиция БПП и «Народного фронта» в качестве её правительства. Поэтому он и правительство ФИДЕС уже ведут переговоры с вероятным победителем президентских выборов. Интересно, это заявление Орбан сделал в один день с аналогичным заявлением Путина о том, что ему тоже очень не нравится Порошенко.

Ещё более интересно, что штаб Тимошенко до сих пор не подтвердил и не опроверг заявление о переговорах с Орбаном, и не раскрыл их содержания в свете «Нового курса». И уж совсем интересно, что Орбан своё заявление сделал через неделю после того, как вице-премьер-министр Венгрии Шандор Пинтори заверил Любовь Непоп, нашего посла в Будапеште, в том, что венгерское правительство полностью поддерживает территориальную целостность Украины, уважает её суверенитет и территориальных претензий к ней не имеет. Раннее, 30 октября, похожее заявление в интервью польской «Gazeta Prawna» сделал глава МИД Венгрии Петер Сийярто и обвинил Украину почти во всех смертных грехах. Заголовком интервью стала фраза Сийярто – «В Украине продолжается антивенгерская «nagonka». Польское слово «nagonka» можно перевести дипломатично как «компания», а можно и как «истерика». Когда и в связи с чем началась эта «nagonka», – Сийярто пояснять не стал.

Если принимать слова многих венгерских и московских политиков и СМИ буквально, то складывается впечатление, что они «не з повна розуму». Например, 17 ноября Лавров сказал: «Сегодня предпринимаются (Западом – ред.) настойчивые попытки превратить Балканы в еще один плацдарм против России». Имел он ввиду в основном Сербию. Но какой «плацдарм», если между Сербией и РФ находятся Венгрия, Украина, Словакия и Беларусь. С таким же основанием Италию и Ливию тоже можно объявить «плацдармом» против РФ. В этот же день СМИ РФ сообщили о самоподрыве женщины в Грозном, за 75 м от КПП. Пояснялось, что охране КПП походка женщины «ещё издалека» показалась подозрительной, и они вежливо попросили её предъявить документы. Одновременно они заметили за 75 м у неё взрывчатку и «открыли предупредительный огонь на поражение». В результате женщина сама взорвалась. Так МВД и СМИ РФ легко превратили убийство, а возможно и изнасилование, в предотвращенный теракт.

Политменеджмент Венгрии с аналогичной легкостью превращает в «антивенгерскую истерику» логичное условие существования любого государства: все его граждане должны учить государственный язык. ФИДЕС и Йоббик требуют от Украины сделать исключение для венгров, но не требуют этого от США, где венгерская диаспора в 15 раз больше. Ультиматум признать двойное гражданство США, Франции или Великобритании они тоже не предъявляют. Венгры, переехав в Германию, учат немецкий, а не требуют изменить ею конституцию под себя.

Запрет Госдумой с этого года обязательного преподавания в школах РФ национальных языков, они переведены в статус факультативов, оставил абсолютно безучастными Орбана и Сийярто. При том, что это касается исторической родины венгров, и праздник «День обретения родины» в Венгрии, вроде как, не отменили. Орбан и Сийярто стесняются или боятся спорить с Москвой?

Антиукраинский нервный приступ в Венгрии обусловлен не только желанием ФИДЕС воспользоваться нападением РФ на Украину и тоже попытаться откусить от неё часть территории. У ФИДЕС есть и три её внутренних причин для такой «вежливой агрессии».

Первая, – сам Виктор Орбан, который в этом году прошёл пик своей популярности в Венгрии. Орбан долго и сложно восходил на политический Олимп, а нынешняя ФИДЕС пережила длинную историю смены названий и других трансформаций. Главная «фишка», на которой группа Орбана стала лидировать в предшественницах ФИДЕС, – это обещание поддержки венграм за рубежом, которое она плавно переводила в идею возврата венгров на родину, желательно с территориями их современного проживания. Орбан не изобрел ничего нового. Он лишь перевел на венгерский язык старую московскую идеологему о «собирании земель».

Эта идея хорошо сочетается с идеей авторитарного патерналистского государства, которое заботится о венграх не только в Венгрии, но и за рубежом. Культ такого государства в силу исторических причин популярен в менталитете венгров, а если его назвать «социальным государством», то выглядит это вполне привлекательно. Есть только одна поправка – Третий Рейх тоже был на всю голову социальным государством и одновременно заботился о немцах за рубежом, особенно в Судетах. В этом смысле СССР тоже был социальным государством, и заботился о трудящихся всего мира, невзирая на их национальности и то, хотят, они сами, чтобы Москва о них заботилась или нет. Римскую империю и вообще любое государство тоже можно при желании назвать социальным государством.

Все монархи, со времен египетских фараонов, только тем и занимались, что заботились о вверенных небом им народах, о чём сообщали в указах. Термин «социальное государство» столь же бессодержателен, как и термин «капитализм», но в отличие от него имеет положительную коннотацию, почему и пользовался долго популярностью на всём посткоммунистическом пространстве. Венгрия не стала исключением, а Орбан и ФИДЕС стали теми, кто успешно всем этим воспользовался. Поэтому Орбану и близка ментально Тимошенко, которая с 2005 г. идет путем ФИДЕС, но по собственной траектории.

ФИДЕС во главе с Орбаном, шагая таким путём, пришагала к тому, что сделала из Венгрии «мягкую» автократию, типологически близкую к политическим режимам ЮАР, Малайзии или Сингапура. За это и подвергается в Венгрии несколько лет справедливым обвинениям в создании «кумовского капитализма». Этот термин – еще одна несуразица от политологов и журналистов. Так они называют общества, где государство само почти не занимается производством, а регулирует правила поведения на рынке и выдает из налогов кредиты и субсидии понравившимся отраслям и бизнесам. Главная претензия критиков в том, что кредиты и субсидии получают не те, кто действительно полезен, а те, кто близок к Орбану. Вдобавок из перспективных отраслей изгоняют чужих бизнесменов и заводят в них своих. Ничего нового. Всё это, в том числе критика за выдачу патентов и монополий своим или за взятки, уже было во Франция XVIII в. накануне революции. Но тогда такую ситуацию назвали феодализмом. Если принять, что феодализм – это разлагающийся авторитаризм (или социальное государство), когда демократия распространяется только на аристократию и верхний слой дворянства, то в Венгрии с Орбаном всё встанет на свои места. Посткоммунистическая Венгрия, как и Украина, вошли в фазу феодализма, но ещё не вышли из неё. Более того, Венгрия в ней забуксовала, и теперь стоит перед дилеммой – вперед к демократии или назад к автократии, близкой к Третьему Рейху или к позднему СССР времён Горбачёва.

Отсюда и вторая причина антиукраинского приступа в Венгрии. Орбану не хочется ни к демократии, – придется проигрывать выборы, но и к большей степени автократии идти тоже не желательно, – это может закончиться Майданом и давлением ЕС. Первого ещё нет, второе уже есть. Поэтому он пытается балансировать и сохранять статус-кво, а для этого «наезжает» на Украину, что позволяет переключить внимание венгров с политики внутренней на внешнюю. Для Орбана это шаг почти беспроигрышный, если он не будет «перегибать палку» и играться в венгерских «зелёных человечков» в Береговском районе. Чтобы у него не возникло желания сыграть в эту игру, там пришлось разместить 128-ую бригаду ВСУ. Такая вот «союзническая» помощь от венгров. Сийярто по этому поводу возмущался, даже рассказал о «плацдарме» Украины у границ НАТО, и затих, ввиду того, что превзошел в словоблудии самого Лаврова.

Венгры живут и в других странах вокруг Венгрии, но приставать к ним бесполезно, так как все они, кроме Сербии, в ЕС и НАТО. К Румынии приставать совсем бесполезно. Там есть больше миллиона венгроязычного населения, но к досаде Орбана, оно живёт далеко от границы. С Украиной лучше – Орбан претендует на маленький кусочек возле границы, мы не в ЕС и не в НАТО, и главное – Москва подняла тему пересмотра границ в Европе. Есть шанс, если не урвать кусок, то показать избирателю, что пытался собрать венгров под одной крышей. В политике, как и в спорте, иногда важны не результаты, а участие.

Третья причина «наезда» – Москва, пересматривающая границы. Здесь Орбану тоже повезло, – у него почти беспроигрышная позиция. Если Москва начнёт большую войну, то есть шанс урвать два района или всё Закарпатье под лозунгом защиты этой территории от Москвы, и тайной надеждой, что той перейти Днепр не удастся. Если удастся, то Орбан вспомнит о НАТО, и что оно обязано его защищать. Трамп, предвидя это, дал понять всем в ЕС, что не будет защиты на шару, и в 2017 г. потребовал от европейцев увеличить свои военные бюджеты. У Орбана возникла проблема: тратить деньги на венгров за рубежом или на армию. Макрон эту проблему Орбана усугубляет словами о создании собственной армии в ЕС. Если в ЕС примут такое решение, то требования к армии Венгрии возрастут, и это не случай с мигрантами. Избиратели не поймут увиливание Орбана и его умеренный «евроскептицизм».

Второй вариант, – за пересмотр границ и агрессию РФ саму уже пересматривают, она мечется, и готова платить только за то, чтобы кто-нибудь пригласил к себе Путина. Весь мир должен видеть, что он рукопожатый. Оказалось, что в мире есть немало политиков, которые готовы не только руку пожать, но и на свадьбу пригласить по отдельной таксе. Ленин когда-то любил ёрничать, что буржуазия настолько продажна, что даже продаст пролетариату верёвку, на которой он её повесит. Питерско-московская аристократия из подворотни настолько продажна, что сама купит верёвку, на которой её повесят. В роли одного из таких продавцов верёвок Москве сейчас и выступает Орбан. При чём, не без успеха, и под надзором Трампа, как главного и эксклюзивного продавца верёвок Кремлю.

Трамп, как опытный бизнесмен, уже решил проблему «наезда» польской партии «ПиС» на Украину. Решил просто: вы хотите иметь в Польше ракеты, самолеты, бронетанковую дивизию из США, и американский сжиженный газ? Если да, то прекратите, пожалуйста, эти глупые нападки на украинцев. В Варшаве сочли, что всё это перевешивает Степана Бандеру, с которого всё равно ничего не получишь, и уже полгода как перестали мыть ему кости. Не знаю, платно или бесплатно встречался Порошенко с Трампом, но эта встреча того стоила. Украине в данный период своей истории явно выгодней иметь президентом человека, который может потратить на такую встречу свои деньги, а не выпрашивать их у Верховной Рады и обосновывать ей в деталях возможный результат.

Газ и его транзит становятся и приводным ремнём от Трампа к Орбану. Ещё в 2017 г. США предложили Венгрии соединить её газопроводы с румынскими, и этим снять её с московской «иглы». В этом году 13 ноября её президент Янош Адер, тоже член ФИДЕС, на совместном брифинге в Вильнюсе с Далей Грибалускайте сообщил: Венгрия очень заинтересована в поступлении сжиженного газа с морских терминалов Литвы, Польши и Хорватии. Адер правильно понимает, что Венгрия может стать если не крупным газовым хабом, аналогичным австрийскому, то важным транзитером. «Ключи» к этому – у США и Украины, через территорию которой пойдёт газ из Литвы. Москву это очень беспокоит, и очевидно, Орбан и Сияйтро скоро опять продадут ей новую партию «верёвок» из серии – «никогда Украина не будет в ЕС и НАТО, пока наша партия у руля».

Украина может тоже не остаться в долгу и продать ФИДЕС оригинальную «верёвку» с двумя концами. Будапешт могут поставить перед дилеммой: или в Украине начинают применять закон о гражданстве со всей строгостью и лишают украинского гражданства счастливых обладателей венгерских, а также российским паспортов, чтобы венграм не так было обидно. Или Венгрия выдаст всем гражданам Украины своё гражданство и проведёт в связи с этим новые выборы в свой парламент, и не уверен, что ФИДЕС в него попадёт.

Есть и третий вариант в стиле Орбана – сохранить статус-кво, но для этого придётся перестать рассказывать, как украинцы жестоко угнетают венгров, заставляя учить язык государства, в котором те живут.


Сергей Климовский / Обозреватель
Поділіться цим