субота, 20 квітня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Константин Боровой: Кремль может быстро получить антироссийскую Армению Говорить о победе Майдана в Армении пока рано. Стороны конфликта не сформулировали целей и инструментов своей деятельности

На самом деле Серж Саргсян ушел в отставку с поста премьера Армении еще до консультаций с Москвой. Похоже, он просто испугался протестов. То, что он делал – преобразование президентской республики в парламентскую, а затем назначение себя премьером – это, конечно, серьезная пощечина обществу. Достаточно демонстративное действие. Это, кстати, похоже на то, что делал Янукович. Мол, евроинтеграция, евроинтеграция, а потом в какой-то момент наплевал на общество, которому понравилась эта идея, на молодежь и экономическое состояние и развернул курс Украины в противоположную сторону.

А в Армении дела еще хуже, чем были в Украине. Там нищета. Структура общества – клановая. Это очень похоже на то, что было в Грузии до Саакашвили. Несколько кланов контролируют всю экономическую деятельность и соответственно политику.

Эти люди пришли к власти когда-то на волне национализма и присоединения Карабаха. Да, вначале они пользовались доверием, но целью их деятельности было удержание власти и отказ от ее сменяемости. Но действия по сохранению власти были слишком демонстративны и нарушали все возможные ограничения. Все это привело к раздраженности в общества, которое находится просто в катастрофическом состоянии. Ни работы, ни зарплаты. Единственный выход – эмиграция. В Лос-Анджелесе я разговаривал с простыми армянами, которые эмигрировали, и у них одно мнение – жить в Армении невозможно.

На этом фоне процветание кланов значительно контрастнее, чем в Украине или в России. Разница уровня жизни между простым народом и кланами – значительная. У кого-то нет даже средств на еду, а кто-то ездит по городу на роскошных машинах по миллиону долларов.

Этот контраст создал ситуацию, когда народу все надоело.

Москва боится вмешиваться в эту ситуацию. Если вмешается, то протест может принять антироссийский характер. Но Путину кажется, что волноваться не о чем. Следующий премьер или заместитель Саргсяна – это представитель «Газпрома». Путин считает, что ситуацией можно управлять через трубы и каналы, созданные Россией. Когда-то он также думал и про Украину, когда там начались протесты.

Но если Путин будет действовать так, как в Украине, есть опасность очень быстро получить антироссийскую Армению. А ее потеря будет означать серьезный внешнеполитический проигрыш. Такое впечатление, что он будет делать все возможное, чтобы сохранить влияние в Армении, используя даже силовые методы. Но пока уровень противостояния не позволяет путинским агентам, то есть местным кланам, накалять существующую ситуацию.

Говорить о победе Майдана в Армении пока рано. Стороны конфликта не сформулировали целей и инструментов своей деятельности. Да, цели деятельности кланов – это сохранение существующего положения статус-кво. А для улицы цель деятельности – не допустить сохранения существующего положения, так как оно смертельно опасно.


Константин Боровой / Обозреватель
Поділіться цим