п'ятниця, 19 квітня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Демарш Кипра: Почему Евросоюз опозорился с санкциями против Лукашенко Необходимость консенсусного принятия решений в Евросоюзе продолжает играть на руку Путину, Лукашенко и другим кровопийцами. Что, в свою очередь, разрушает репутацию ЕС

Еще в понедельник утром казалось, что санкции против режима Лукашенко все-таки примут. Вот пообещают в Брюсселе Кипру поругаться с Эрдоганом из-за попыток бурить скважины в Восточном Средиземноморье – и все будет хорошо. Кипр согласится, что Лукашенко – нелегитимный диктатор, а его «правоохранителям» или их активам – не место в Европе. И Евросоюз, чиновники и политики которого так много и правильно говорили о событиях в Беларуси, по крайней мере, сохранит лицо.

Конечно, санкции, которые собирались принять вчера против режима Лукашенко, были и без всех сопутствующих обстоятельств половинчатыми. Поскольку касались наказания не непосредственного заказчика преступлений, связанных с массовыми пытками людей, а только исполнителей. Поскольку Германия, Франция и Италия считали – и до сих пор считают, что следует «сохранить открытыми каналы для диалога с Лукашенко». Впрочем, даже с такой селективной справедливостью не произошло.

Уже после обеда стало известно, что договориться с Кипром не удалось. То ли там в принципе не удовлетворились санкциями против двух турецких компаний за причастность к поставкам оружия в Ливию, и требовали наказать Анкару именно за бурение скважин на спорных участках шельфа, то ли была какая-то другая причина – точно не известно. Но, в результате, одна страна, добиваясь удовлетворения своих геополитических требований, никак не связанных с Беларусью, заблокировала решение ЕС относительно санкций.

Теперь вся надежда на то, что вопрос санкций еще раз согласуют на саммите лидеров ЕС в начале октября. Впрочем, даже если политическое решение таки примут, его все равно придется утверждать путем получения общего согласия всех стран-членов ЕС. Таким образом очевидно, что простое и необходимое политическое решение, которое не совершит никакого негативного влияния на экономическое или политическое положение ЕС, становится предметом долгих и сложных политических торгов. Просто потому, что крошечная страна на периферии блока, с населением как у небольшого областного города, пытается решить какие-то свои геополитические проблемы – и поставила соответствующий ультиматум всем остальным 26 членам ЕС с полумиллиардным населением.

Конечно, евроскептики могут заявить, что Брюсселю просто безразлична судьба Беларуси. Вот если бы дело касалось интересов, например, Германии… Парадокс в том, что оно касается. Поскольку тот же Кипр, например, блокирует санкции ЕС против России из-за кибератак на Бундестаг. И санкции против российских чиновников из-за строительства моста в Крым Никосия также не поддержала. Защищая свои исключительные права на бурение в шельфовых водах, то есть экономические интересы, Кипр блокирует решения, связанные с пытками и преступлениями против человечности.

Конечно, в Брюсселе понимают суть проблемы. И даже признают, что так продолжаться не может. Вот даже президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен недавно предлагала, чтобы будущие решения, «по крайней мере те, которые касаются прав человека и санкций», принимались не консенсусом, а квалифицированным большинством. Ее намерение можно было бы приветствовать. Правда, только в случае, если ей удастся эту идею реализовать.

Поскольку разговоры о том, что следует отказаться от консенсусного голосования, в ЕС звучат уже далеко не первый год. Например, это предложение четко формулировал еще ее предшественник Жан-Клод Юнкер. В неблизком уже 2017 году. А механизм принятия внешнеполитических решений ЕС как напоминал тогда дискуссионный клуб выходного дня — так и по сей день сохраняет свой неизменный вид.


Тарас Паньо / Depo.ua
Поділіться цим