середа, 24 квітня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Подарок для Коболева: Когда взлетит цена на газ для украинцев Кабмин в разгар кризиса бросает население на амбразуру рыночного формирования цены и создает протекцию для производителей тепловой энергии

Правительство продлило возложение на НАК «Нафтогаз України» специальных обязательств по продаже природного газа по льготным ценам производителям тепловой энергии до 1 мая 2021 г., а для нужд населения — лишь до 1 июля 2020 г.

Постановление правительства № 303 о способе формирования цены на газ может считаться дискриминационным по отношению к рядовому потребителю голубого топлива. И хоть сейчас, в условиях низкой мировой цены, это может быть незаметно, осенью сумма в платежках будет способна в очередной раз шокировать граждан.

В своем последнем обращении к народу президент Владимир Зеленский похвастался тем, что население Украины получает все более дешевый газ, что обуславливается не только снижением мировой цены, но и протекционистскими мерами, которые применяет власть по отношению к собственным гражданам. «В апреле 2020-го цена на газ снизилась на 15% по сравнению с мартом. И почти на 40%, — начиная с января. И это — самая низкая цена на газ для населения за последних четыре года», — объявил президент.

Зато другой рукой, а именно правительственным решением несколько дней назад, власть проявила себя не так заботливо. По крайней мере, постановление Кабмина № 303 от 24 апреля является основанием полагать, что вскоре население лишат возможности иметь низкую цену.

Суть этого документа сводится к тому, что правительство на три месяца продлило спецобязательства (так называемое ПСО) «Нафтогаза України» по поставкам природного газа населению — до 1 июля 2020 г. В то же время было продолжено ПСО для производителей тепла на год — до 1 мая 2021 г.

Таким образом, отмена ПСО для населения и религиозных организаций состоится через два месяца, тогда как тепловикам газ по льготным условиям будут поставлять еще год.

Суть ПСО (Положение о поставках по специальным обязательствам НАК «Нафтогаз України») заключается в том, что при формировании окончательной цены «Нафтогаз» фигурирует средства принудительного снижения — в том числе и путем использования в ценовом балансе газа отечественного производства. Поэтому получается, что население, религиозные организации и тепловики имеют возможность покупать голубое топливо по более низкой цене, чем его получают промышленные и другие потребители.

Впрочем, как планировалось ранее, нынешней весной весь этот протекционизм должен быть отменен, а цена газа должна была бы стать такой, которая формируется без давления со стороны государства, то есть должен был открыться рынок. Это давало возможность уменьшить монополию имеющихся поставщиков, впустить на рынок новых игроков, повысить конкуренцию поставщиков услуг и тем самым сделать его более цивилизованным и либеральным.

Вместо этого начался кризис и в правительстве, вероятно, решили, что запускать полноценный рынок рано. И решили продлить для населения и ТКЭ действие механизма спецобязательств, который с 1 мая 2020 г. должен был перестать существовать в рамках взятых Украиной на себя обязательств по либерализации рынка поставок газа бытовым потребителям.

Казалось бы, что население должно только аплодировать такому решению, ведь остается возможность еще некоторое время рассчитывать на относительно низкую цену. Но двойственность стандартов заключается в том, что государство продлевает ПСО для населения на два месяца, а для тепловиков — аж на год.

Тем самым бросает на амбразуру рыночного формирования цены и в то же время оставляет в действии протекционистские меры влияния на цену для производителей тепла и горячей воды — «Теплокоммунэнерго».

Логика не очень понятна. Ведь пока остается протекционизм для ТКЭ, о полной либерализации рынка говорить не приходится. Так зачем эти эксперименты с населением, которое рискует испытать «жесткую руку рынка» уже ближе к осени, когда цена на газ обещает начать расти?

Начиная эти эксперименты с рядовыми потребителями, правительству следует понимать, что тем самым оно отдает их на растерзание монополистам, ведь неоткрытие рынка и неустановление реальной возможности сменить поставщика, которые будут накладываться на отпущенную в свободное плавание цену, лишь увеличат уязвимость людей к ценовому беспределу.

В то же время сохранение ПСО для тепловиков создает для правительства несколько эфемерную надежду на более-менее стабильное прохождение следующего отопительного сезона. Но тем самым власть допускает рисков очередного разделения пользователей на сорта: тех, кто будет греться от ТКЭ и чувствовать себя более-менее уверенно, и тех, кто будет отапливать жилище при помощи собственных котлов и платить честную, но не совсем справедливую цену за газ.


Антон Коломойцев / Деловая столица
Поділіться цим