п'ятниця, 29 березня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Аварийная посадка: Будет ли власть спасать МАУ Коломойского и остальную авиацию Украинские авиапредприятия просят у правительства денег, чтобы удержаться на плаву

Ассоциация «Аэропорты Украины» запросила у правительства экстренную помощь для спасения авиационной отрасли, которая из-за введения карантина и практически полной остановки полетов оказалась в очень сложном положении.

Воздушные ворота закрылись

В ассоциацию «Аэропорты Украины» входят 21 аэропорт гражданской авиации, а также госпредприятие «Украерорух», которое обеспечивает аэронавигационные услуги, хендлинговые, кетеринговые, топливозаправочные компании. В письме они жалуются, что прекращение полетов привело к полной остановке финансовых поступлений. В то же время, несмотря на карантин и отсутствие полетов, международные аэропорты не могут быть временно законсервированы — необходимо и далее содержать их и обеспечивать их деятельность, поскольку это является одним из элементов поддержания надлежащего уровня национальной безопасности.

Предприятия авиаотрасли уже приняли антикризисные меры: ввели режим вынужденного простоя для персонала, существенно снизили оплату труда, эксплуатационные затраты сократили до минимума и остановили всю инвестиционную деятельность. «Но на сегодня объема средств авиапредприятий недостаточно, это не позволяет обеспечить их функционирование в условиях продолжения карантина. Без поддержки государства аэропорты и провайдер воздушного движения «Украерорух» не будут в состоянии выполнять возложенные на них задачи и будут вынуждены остановить свою деятельность и любые полеты в воздушном пространстве Украины», — говорится в письме ассоциации.

Ассоциация попросила правительство срочно вмешаться и выделить из госбюджета напрямую аэропортам и «Украероруху» дотации, которые бы помогли обеспечить их работу. Просят авиапредприятия и налоговые льготы — освободить их от уплаты НДС и единого социального взноса на второй-четвертый кварталы этого года.

При этом украинские авиапредприятия приводят в пример другие страны, где правительства такую помощь предоставили: в Эстонии выделено 2 млрд евро, Литве — 5 млрд евро, Польше — 50 млрд евро, Турции — $16 млрд.

Новости о критической ситуации в авиаотрасли приходят и без писем ассоциации — аэропорт «Херсон» сообщил, что карантин просто обрушил финансовое положение предприятия. В прошлом году аэропорт обслужил 154 тыс. пассажиров, за первые три месяца этого года — 40 тыс. Такой пассажиропоток позволял предприятию в обычный зимний месяц зарабатывать 2,5-3 млн грн, в летний — более 4 млн. А теперь у аэропорта нет денег даже на выплату зарплаты сотрудникам. И планы по ремонту взлетно-посадочной полосы, светосигнальной и навигационной систем из-за карантина пришлось отложить.

Беда настигла и авиапредприятия крупных городов. Мэр Днепра Борис Филатов сообщил, что в рамках экономии бюджетных средств планируется отменить дотацию в 1 млрд грн, который должен был пойти на строительство остро необходимого городу-миллионнику аэропорта.

В каком размере помощь потребуется аэропортам и «Украероруху», ассоциация не сообщает. Однако можно примерно представить эти суммы, если проанализировать финансовые планы только двух крупнейших компаний. Например, доход «Украероруха» на 2020 г., согласно финплану, запланирован в объеме чуть более 4 млрд грн. При этом затраты на оплату труда коллектива в 4,3 тыс. человек запланированы в объеме 2,3 млрд грн.

Финплан аэропорта «Борисполь» на 2020 г. еще не утвержден, но финплан 2019 г. предусматривал общий доход в 4,7 млрд грн, расходы — 3,6 млрд грн, в том числе расходы на персонал — 1,34 млрд грн.

Поэтому расходы только на оплату труда и только по этим двум компаниям, по самым примерным оценкам, составляют около 300 млн грн в месяц.

Сложили крылья

Однако кризис настиг и авиакомпании, которые остались без пассажиров. Гендиректор «Международных авиалиний Украины» Евгений Дыхне сообщил в интервью, что компания рассчитывает на помощь от государства — просит выделить стабилизационный кредит от госбанка на льготных условиях. Дыхне пояснил, что месяц простоя компании обходится в $14,5 млн, и по итогу года она может получить убытков на сумму около $60 млн.

По мнению Дыхне, государство могло бы предоставить ту помощь, которая не является для нее обременительной, — например, освободить от уплаты услуг аэронавигации (которые предоставляет как раз «Украерорух», сам просящий о помощи) и аэропортовых сборов (аэропорты как раз сами нуждаются) на период, пока компании начнут возобновлять свою работу.

Правда, Дыхне сообщил, что МАУ готовы поддержать акционеры (владельцем компании является Игорь Коломойский). А вот владельцами аэропортов и «Украероруха» выступают либо местные власти (если аэропорт коммунальный), либо государство. Получат ли они помощь — еще тот вопрос.

Директор консалтинговой компании Friendly Avia Support Александр Ланецкий считает, что помощи от государства авиационная отрасль не дождется: «На помощь украинского правительства я бы не рассчитывал — думаю, там мысли заняты совсем другим». В то же время он оценил состояние украинской авиационной отрасли как катастрофическое. «И все участники рынка потенциально банкроты. Все», — сказал он.

Другие помогают

Тем временем сумма убытков, которые получает мировая авиационная отрасль, растет как на дрожжах — еще в средине марта IATA (Международная ассоциация воздушного транспорта) прогнозировала $113 млрд убытков отрасли по итогам года, к концу марта прогноз вырос до $260 млрд.

В связи с этим правительства многих стран были вынуждены пойти навстречу авиации. В частности, Евросоюз приостановил до октября этого года действие правила, которое обязывало авиакомпании использовать по меньшей мере 80% зарезервированных слотов на взлет-приземление. Использование зарезервированных слотов давало возможность претендовать на такой же объем в следующем году. И чтобы не потерять его, авиакомпании были вынуждены выполнять пустые рейсы.

Правительство Норвегии предложило отменить до 30 июня этого года аэропортовые сборы в аэропортах страны, чтобы поддержать свои авиакомпании. Также в планах освободить их до конца октября этого года от оплаты сбора за каждого вылетающего пассажира. Стоимость этих мер составляет около $300 млн. Однако норвежский лоукостер Norwegian уже заявил, что их будет недостаточно.

Правительство США решило выделить $8,3 млрд помощи американским авиакомпаниям, а английские авиакомпании запросили у своего правительства свыше $9 млрд помощи.

Кардинальные перемены

Выбираться авиационная отрасль из кризиса будет долго. По мнению Евгения Дыхне, рестарт будет тяжелый — спрос на билеты будет значительно ниже, особенно учитывая снижение покупательского спроса населения. «Беда будет еще очень долго, потому что экономические последствия этого карантина — вот самая большая проблема для страны. И как будет выглядеть рынок, никто сейчас не скажет», — отметил он.

Евгений Дыхне считает, что после отмены карантина, когда авиакомпании возобновят полеты, загрузка самолетов поначалу может составить 30-50% и будет приносить убытки. Выгоду авиакомпании, по его мнению, начнут получать уже только в летнюю навигацию 2021 г.

По словам Александра Ланецкого, когда кризис закончится, рынок будет уже другим. Значительная часть европейских авиакомпаний не переживет этот кризис — они обанкротятся. «А если Украина не окажет помощь своим авиакомпаниям, то их просто не станет. Но это не значит, что вместо них придут европейские. Они если и придут, то таких цен на авиабилеты, которые были ранее, просто не останется, потому что минимум 40% европейских авиакомпаний были убыточными и летали в убыток. А сейчас пришел очищающий огонь, который выжигает все убыточные компании. И рынок очень сильно изменится», — сказал он.

Учредитель-партнер ООО «Авиаплан» Евгений Трескунов также отмечает отсутствие четких прогнозов относительно того, когда и как может закончиться нынешний кризис. При этом какая-то страна может выйти из него раньше, какая-то — позже, страны будут открывать свои авиарынки в разное время. В то же время авиационный рынок имеет четкое планирование в рамках календарного года, и перевозки, например, в летний сезон (с конца марта по конец октября) планировались еще в конце прошлого года, и продажа билетов начиналась за несколько месяцев. «Мы уже не запустили в конце марта летнее расписание, никто продаж билетов не ведет. Поэтому даже если с 1 мая украинские авиакомпании полетят, теоретически еще есть возможность получить доход в летнем сезоне. Но где гарантия, что откроются другие страны? Не все маршруты откроются, и не все пассажиры полетят. И поэтому приходим к выводу, что в этом году ни авиакомпании, ни «Украерорух», ни аэропорты нужным доходом себя уже не обеспечат», — сказал он.

Также Трескунов пояснил, что в авиакомпаниях очень большую роль играет наличие квалифицированного авиационного персонала, который (если компания хочет продолжить работу) нужно сохранить. «На один самолет приходится несколько летных экипажей, всего около 50 человек. А если самолет не летает, им все равно нужно платить зарплату», — сказал он. При этом у украинских авиакомпаний нет такого запаса прочности, как у Wizz Air и Ryanair, которые могут спокойно пережить двухмесячный период вынужденного простоя. «У них рентабельность минимальная, они не имеют резервов по деньгам. Поэтому для них кризис будет тяжелее», — отметил Трескунов.

У аэропортов и «Украероруха» несколько иная специфика — кроме обслуживания коммерческой авиации, они несут также нагрузку по обслуживанию государственных и военных рейсов. «В аэропорту пассажирский терминал может не работать, но рейсы Минобороны, МЧС или Нацгвардии обслуживаются, и люди, которые это обеспечивают, должны выходить на работу, а аэропорт не может быть полностью закрыт», — сказал он.

При этом, по словам эксперта, международная практика показывает, что поддерживать нужно всю отрасль, а не отдельных ее субъектов. По его мнению, помощь от государства могла бы иметь комбинированный характер — как беспроцентное кредитование компаний, так и налоговые льготы. И не только на период карантина в связи с коронавирусом, но и на те несколько месяцев, в течение которых авиабизнес будет восстанавливаться после кризиса. Как минимум это до конца этого года, но не исключено, что придется продолжить поддержку до начала летнего сезона 2021 г.


Александр Суков / Деловая столица
Поділіться цим