середа, 24 квітня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Удобный вирус: Зачем Трамп закрывает Америку Карантин позволяет Трампу избегнуть неприятных или двусмысленных встреч. Путин снят с повестки дня, Зеленский уже никуда не едет, о Си Цзиньпине и речи нет. А Меркель сама подставилась

Дональд Трамп запретил европейцам посещать США, пока — на месяц. Повод железный — коронавирус, приведший к коллапсу Италии. Хотя говорят, что со статистикой в Италии не все так просто. Как минимум в умершие от загадочной напасти записывают кого ни попадя, в том числе умерших от других причин, у которых впоследствии в анализах обнаружили еще и коронавирус. Но это мало изменит ситуацию.

Сменить вице-президента?

Вероятно, с точки зрения Белого дома, Европа подставилась сама. Правда, и в Америке эпидемия набирает обороты. При этом идет она с Западного побережья, где 45-го президента не жалуют — возможно, из-за активного обмена с Китаем.

Сам Трамп, кстати, отказывается проверяться на наличие вируса — и его можно понять: выборы, сам он в группе риска, несмотря на хорошее питание и медицинский контроль, а слухи еще глубже обрушат рынки. Но, как видим, от своих идей в сфере миграции Дональд не отказался: европейцы хоть и не латиноамериканцы, но американского президента обижают неуважением, и вообще бывшие колониальные хозяева (хотя нет, то британцы, с которыми сообщение сохраняется). В общем, почему бы и не поставить им подножку под шумок?

Притом сам Трамп, как представляется, не очень-то и верит в коронавирус — а вот борцы с иммиграцией, такие как Стивен Миллер, это последние представители той команды, с которой он пришел в Белый дом. Таких вообще можно пересчитать по пальцам одной руки — упомянутый Миллер, дочь Иванка и ее муж Джаред Кушнер и два-три экономиста с условно протекционистскими взглядами.

Прочие не просто ушли, но даже перебежали на сторону врага, и этот враг — не коронавирус, а мощный союз элитных либералов с Демпартией и лояльными ей массовыми СМИ в центре. Которые, конечно, раздувают конспирологию об особых отношениях президента с коронавирусом, крушащим его достижения на фондовой бирже. Эти нелепые слухи множатся параллельно спекуляциям о том, что республиканцы раздумывают, не сменить ли в кампании за второй срок вице-президента Майка Пенса на кого-то, скажем так, поживее, подинамичнее и полояльнее?

В условиях нынешней американской геронтократии статус вице-президента чрезвычайно важен — но кому сегодня может доверять Дональд? Раш Лимбо, получивший из его рук медаль Свободы, тяжело болен. Алекс Джонс — персонаж мелковатый. Сенатор Линдси Грэм тоже в возрасте, а сенатор Рэнд Пол, как ни крути, человек с большими странностями.

В осаде

Находясь в экзистенциональном одиночестве и плотной осаде со стороны коалиции безжалостных оппонентов (чья общая программа — не дать ему второго срока, а затем, по возможности, упечь в тюрьму), Трамп, тем не менее, продолжает выполнять свои предвыборные обещания. Одно из них — девственно чистая, подобно заснеженной прерии, выполированная от опасных мигрантов Америка с этим сияющим градом на холме, которым, по-видимому, должен быть Белый дом. Несмотря на то что в Европе, собственно, нет дерьмовых дыр в том смысле, в котором президент США отзывался о странах Центральной Америки (и, вероятно, Африки), а в той же Черногории пока вообще нет вируса, несмотря на визиты бесхозных московских клириков, она теперь — тоже источник угрозы. В любом случае это удобно.

И вот почему.

Президент, конечно, уточнил, что, по его мнению, на торговле запрет не скажется. Формально это не эмбарго, но каждую неделю через океан летают десятки тысяч финансистов и других влиятельных людей. Правда, по Трампу, американцев пускать будут, как и еще неких таинственных «других». Это решение опять подсадило рынки, но то полбеды — вдруг ЕС или крупные страны Европы ответят тем же? Впрочем, Трамп концептуально этого и добивается — деглобализации. Причем дело именно в ней, а не в стремлении к изоляционизму: в нынешнем веке все президенты США испытывали слабость к нему на протяжении своего первого срока, но это неизменно проходило. А учитывая, что Трамп во главу угла ставит «сделки» и торговлю, он этому увлечению, пожалуй, подвержен менее, чем кто-либо из его предшественников.

Так что этот вирус и впрямь так себя ведет, как будто стремится сменить Майкла Пенса в президентской команде. Дело в том, что Пенс — известный обскурантист на религиозной почве, и недавнее назначение его главой комитета по борьбе с коронавирусом рассмешило американские СМИ.

Кроме того, карантин позволяет Трампу избегнуть неприятных или двусмысленных встреч. Путин уже снят с повестки дня, Зеленский уже никуда не едет, о Си Цзиньпине и речи нет, равно как и о других азиатах, которые либо чего-то хотят от Америки, либо пытаются ее запугать. Ангела Меркель опять-таки сама подставилась, заявив о том, что вирусом должны, вероятно, переболеть две трети немцев. Правда, после давосского заявления канцлера о том, что власть должна прислушиваться к зеленым хунвейбинам, стало ясно, что смена германского руководства даже перезрела.

Так что с немцами тоже можно теперь не встречаться — видимо, осталось распространить запрет на въезд на канадцев, которые, если судить по сатирическим фильмам (к которым президент США относится очень серьезно), проникают в американское общество с целью внутренней оккупации. Да и премьер Канады Джастин Трюдо Трампу, как известно, сугубо и трегубо малоприятен.

Миграционный молот

В общем, куда ни кинь, везде сплошной выигрыш от проделок вируса, кроме двух объективных обстоятельств.

Первое — падение Китая, спровоцированного эпидемией, догнало и американский рынок, а вся популярность Трампа (за пределами развлекающего компонента) держится именно на нынешней сильной экономике. Карантины же естественным образом усугубляют ситуацию (нефть тут, в американских условиях, не так важна).

Второе — вирус разгуливает и по самой Америке, а обвинить в этом Обаму или Клинтонов никак не получается.

С одной стороны, вирус и нефть смогли затмить раздражающую Грету Тунберг (кроме того, вирус вроде как добрался и до достававшего Трампа своей проповедью социализма Папы Франциска).

Но с другой — эпидемия разразилась в ключевые дни президентства Трампа и на волне избирательной кампании, поэтому общественное мнение возлагает ответственность за происходящее именно на его натруженные патриотизмом плечи. Так что коронавирус — все-таки не самый удобный член администрации, а дальнейшее расширение заразы вынудит Трампа пойти на ненавистное ему международное сотрудничество (ведь вакцину, скорее всего, быстрее сделают в Азии, или при участии находившихся еще недавно в эпицентре стран).

Слабым утешением служит, пожалуй, лишь то, что коронавирус, по-видимому, пожирает руководящие круги Ирана, что несколько нейтрализует его возможности по распространению терроризма по миру. Но может ли Трамп искренне записать эти факты себе в актив? Вряд ли. При всей управляемости американского общественного мнения, чье влияние в период выборов достигает максимальной интенсивности, подобные кунштюки продать будет тяжело.

В общем и целом миграционный молот слишком опасное оружие — в том числе для того, кто его применяет квадратно-гнездовым методом. Тем более что тотальный контроль над миграцией физически невозможен, не говоря уже о цепочке кризисов, которые он вызывает в экономике, являющейся сегодня центральной в мировой системе.

Тем не менее, для ядра избирателей Трампа его решение — абсолютно верное (и всем им понятно, что вирус — это просто повод), оно лежит в русле предвыборных обещаний. Сам Трамп, надо сказать, пока не высказывался о коронавирусе как-либо тепло, признавая его заслуги перед генеральным штабом торговой войны и миграционным бюро в недрах Белого дома.

Все же на дворе избирательная кампания.


Максим Михайленко / Деловая столица
Поділіться цим