субота, 20 квітня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Год ПЦУ: Как церковь украинцев взрослела без Порошенко ПЦУ учится жить, мужает и становится на ноги. Впрочем, и основной оппонент – православие московского толка – за год заметно не ослабело

15 декабря исполнился год возрожденной после сотен лет небытия автокефальной православной церкви Украины, а сегодня, 5 января, исполняется год, как был подписан Томос об автокефалии. Православная церковь Украины стала пятнадцатой автокефалией православного мира, равноправной с другими поместными церквями

14 декабря в стенах национальной святыни – Софии Киевской – открылся архиерейский собор ПЦУ, приуроченный первой годовщине собора, по решению которого 15 декабря 2018 года ветви украинского православия объединились в единую поместную автокефальную церковь Украины. 6 января 2019 года ПЦУ получила из рук Константинопольского патриарха Варфоломея томос об автокефалии и стала пятнадцатой автокефалией православного мира, равноправной с другими поместными церквами.

Главным итогом первых 365 дней существования ПЦУ ее предстоятель, митрополит Киевский и всея Украины Епифаний, назвал то, что, несмотря на противодействие недоброжелателей и другие препятствия, поместная украинская православная церковь состоялась. «Совместными усилиями мы достигли многих добрых плодов: была доказана ее зрелость, утвердилось единство, созданы органы управления и механизмы взаимодействия», – сказал Епифаний, выступая перед епископами. Рассмотрим то, что происходит вокруг поместной церкви, в деталях.

Знаки международного признания и кремлевская неблагодатная ярость

Прошел почти год, прежде чем этой осенью одно за другим произошли едва ли не главные для украинской церкви события. В середине октября собор иерархов Греческой (Элладской) церкви первым после Вселенского патриархата среди православных церквей мира признал ПЦУ. А в ноябре патриарх наиболее древнего после Вселенского Александрийского патриархата (расположен в Египте) Феодор II помянул митрополита Епифания и тем самым официально признал Православную церковь Украины. Признание именно Александрийским патриархатом является важным сигналом для православного мира: другие церкви заявляли, что будут определять отношение к ПЦУ после того, как ее признают старые патриархаты, вторым из которых является Александрийский. Теперь эксперты ожидают, что в 2020 году признать ПЦУ могут Иерусалимская, Кипрская, Румынская и Грузинская православные церкви.

Есть и другая позиция: те преимущественно мелкие церкви, в которых доминируют пророссийские настроения, отказывают украинскому православию в независимом от Кремля существовании. Поговаривают, основную роль здесь играет финансовая несамостоятельность этих институтов. В частности, о непризнании ПЦУ сообщила в конце октября малозаметная Польская автокефальная православная церковь. А еще в феврале через пресс-службу Русской православной церкви (и это показательно) прозвучало сообщение митрополита Чешских земель и Словакии Ростислава с тем же месседжем. Там назвали Епифания «самозванцем»: только глава бывшей УПЦ МП Онуфрий является предстоятелем православной церкви в Украине, которая «существует веками». Что же, каждый волен выбирать свои сокровища там, где его сердце.

Но старт признания поместной церкви Украины вызвал ярость на России. Тамошняя версия православия даже разорвала церковное общение с предстоятелем Греческой церкви Иеронимом. Жесткость реакции объясняется тем, что с признанием поместными церквями Православной церкви Украины будет расти ее влияние, что может возобновить массовые переходы в нее приходов УПЦ Московского патриархата.

Церковные переходы: пауза перед новым всплеском?

Первыми 17 декабря прошлого года на решительный шаг – возвращение в родную церковь – решились общины винницкого Спасо-Преображенского кафедрального собора и Покровской церкви в Киеве. Где-то полгода после объединительного собора переход приходов из московской церкви в Украине в ПЦУ был настолько активным, что наблюдать за ним можно было с не меньшим увлечением, чем за спортивным соревнованием. За год в ПЦУ перешли 548 общин и монастырей и два кафедральных собора.

Но дальше процесс затормозил. Если первые полгода общины переходили в ПЦУ десятками ежемесячно, то с середины 2019-го переходов регистрируют существенно меньше. Новая тенденция совпала по времени со вторым туром президентских выборов в Украине, где Владимир Зеленский победил главного патрона новой церкви Петра Порошенко. Последний пока что во времени (и единственный в декабре) переход состоялся 8 декабря, когда в ПЦУ перешла община УПЦ Московского патриархата села Гринява Ивано-Франковской области.

Эксперты считают, что общины ожидают, во-первых, новой волны признания Православной церкви Украины другими автокефальными православными церквами. Во-вторых, людей беспокоит отсутствие четкого определения статуса Русской православной церкви в Украине (УПЦ МП, или, как они сами себя незаконно именуют, УПЦ Киевского патриархата). «Подвинуть» которую оказалось не так просто, как могло показаться оптимистам год назад.

РПЦ в Украине: скрыть истинное лицо

Факт является фактом: УПЦ МП давит на общины, чтобы затормозить переходы. Об этом говорит и митрополит Епифаний. «Сейчас… очень много мы получили судебных исков с их стороны. Есть сотни, по каждому приходу», – сказал он в программном интервью ТСН накануне первого юбилея ПЦУ.

Несмотря на все, Епифаний убежден, что «Русская православная церковь вынуждена будет признать автокефалию Православной церкви Украины, но последней среди других поместных православных церквей». По его прогнозу, «если все другие признают, то и наши соседи будут вынуждены считаться с мнением всех».

Но не все в московской церковной среде так хорошо, как рисуют их сторонники. 20 декабря 2018 года Верховная Рада приняла закон, которым обязала Украинскую православную церковь Московского патриархата отразить в своем названии реальную принадлежность к Русской православной церкви (РПЦ). Это решение московская церковь обжаловала в суде, очень не желая его выполнять. Известный своими решениями «с душком» Окружной административный суд Киева 22 апреля заблокировал переименование. В июле суд не удовлетворил апелляцию Минкульта на это решение. Поэтому общины УПЦ Московского патриархата так и не внесли соответствующее уточнение в свои уставы, а сделать это закон требует до 26 октября этого года.

Но сдвинуть дело с места неожиданно взялась новая власть. По крайней мере, министр культуры Владимир Бородянский сделал в «Зеркале недели» заявление, которое мы с удовольствием процитируем: «…мы понимаем, что находимся в состоянии гибридной войны, что управление УПЦ МП находится в Москве, это записано в документах, в уставах. И поэтому мы считаем, что обозначение, кто есть кто, – это нормально на этом историческом этапе… Это не переименование церкви, это добавление одного слова, которое четко обозначает, какая это церковь, то есть принадлежность к церкви страны-агрессора – РПЦ».

Вскоре, 14 ноября, первый заместитель министра Светлана Фоменко заявила, что Минкульт намерен активизироваться по проблеме переименования УПЦ (Московского патриархата). Но про какие-то конкретные действия пока неизвестно.

Не помогают, так хоть бы не мешали: ПЦУ и новая власть

Митрополит Епифаний в упомянутом интервью обвиняет, что «в Виннице мы видим препятствия со стороны Национальной полиции, которая вмешивается непосредственно в дела ПЦУ. Даже происходит суд над регистратором, который произвел перерегистрацию этих приходов». Это так изменилась позиция государственной власти или имеют место «перегибы на местах»?

После президентских выборов победитель Владимир Зеленский записал видеоролик – обращение церковных иерархов к жителям Донбасса, в котором не было Епифания. Это усилило ожидания негативного отношения новой власти к украинской церкви. Но сомнения развеял сам предстоятель, назвав свое отсутствие на видео недоразумением. На самом деле, смена власти не привела к ухудшению отношения государства к ПЦУ. Разве что изменился характер этих отношений – из откровенно опекунского во времена Порошенко на ровный, нейтральный при Зеленском.

Предстоятель церкви Епифаний несколько раз встречался с новым президентом. Впервые они общались сразу после второго тура, еще до инаугурации нового президента. На днях в интервью «1+1» руководитель ПЦУ публично выразил поддержку стремлению президента, чтобы в Украине воцарился «справедливый мир».

1 декабря Епифаний встретился с руководителем украинской спецслужбы Иваном Бакановым. Официальное сообщение констатировало, что речь шла о ситуации в аннексированном Крыму и на оккупированных территориях Донбасса, где идет давление на украинскую церковь.

С этим подчеркнуто положительным фоном диссонируют странные движения вокруг конкурса на должность главы новой Госслужбы по этнополитике и свободе совести. Пророссийские группы в действующей власти пытаются не допустить в это кресло известного специалиста-религиоведа Андрея Юраша, который пять лет возглавлял Департамент по делам религий и национальностей Минкульта и сыграл важную роль в становлении украинской церкви. Зато лоббируют назначение экс-главы Госкомрелигий Юрия Решетникова, известного любовью к московскому православию. Возник скандал, в результате которого будет объявлен новый конкурс на должность.

Добавим, в отечественной православной традиции церковь всегда была более или менее приближенной к светской власти. Эту тенденцию пытается изменить власть «новых лиц». И государство должно быть не только равноудаленным от религиозных конфессий, но и при необходимости помогать той из них, которую считают своей большинство граждан Украины. А по данным социологов, ПЦУ поддерживают более 52% опрошенных, тогда как с Московским патриархатом связывают себя до 16%. Еще и поэтому становление ПЦУ – это вопрос национальной безопасности государства Украина. В Москве это прекрасно понимают и пытаются уничтожить этот фактор национальной идентичности украинцев. В одиночку выстоять в этой войне на уничтожение украинская церковь сможет не только по воле Божьей, но и чувствуя за спиной силу своего государства.

Не так те враги: почетный патриарх и комплекс Тараса Бульбы

Кроме давления извне, в созданной (или восстановленной, если рассматривать ПЦУ как преемственность исторических и церковных традиций) церкви возникла серьезная внутренняя проблема: сложные отношения ее нового руководителя с безоговорочным лидером УПЦ Киевского патриархата, а после объединительного собора – почетным патриархом ПЦУ Филаретом. Последний обвинил митрополита Епифания в отказе от договоренностей, достигнутых на соборе 15 декабря. Якобы там договаривались, что он, Филарет, будет руководить вновь созданной церковью, а Епифаний лишь станет ее «лицом» за рубежом.

Но суровая для 90-летнего патриарха реальность заключается в том, что его фигура не является объединяющей для других церковных иерархов. В частности, Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ), сообщают источники на соборе, не вошла бы в ПЦУ, если бы ее возглавил Филарет. Существовал и огромный риск не получить томос: вручать документ об автокефалии Филарету в Константинополе не желали.

Когда же случилось, что случилось, Филарет заявил, что Киевский патриархат не ликвидирован, и в июне попытался провести во Владимирском соборе Киева т. н. «собор» с целью восстановить Киевский патриархат, который сейчас является частью ПЦУ.

В Православной церкви Украины назвали произошедшее «самовольным и внеуставным собранием неопределенной группы неуполномоченных лиц». Большинство иерархов ПЦУ проигнорировали собрание – во Владимирский приехали лишь несколько епископов, которые правят на России.

СМИ предполагали, что Филаретом, чьи заслуги по сохранению самого украинского православия несомненны, руководит группа лиц, целью которых является дискредитация Православной церкви и выполнение других задач, которые совпадают с планами Кремля.

Точку в этой ситуации попробовал поставить синод ПЦУ. 5 декабря он создал для почетного патриарха Филарета отдельную миссию (религиозную организацию в составе ПЦУ), сохранил за ним право пожизненного проживания и использования патриаршей резиденции в Киеве по ул. Пушкинской, 36 (которую он и построил) и представил Филарету пожизненное право служить во Владимирском соборе.

После этого 14 декабря на соборе Православной церкви Епифаний объявил об окончательной ликвидации (прекращении) Украинской православной церкви Киевского патриархата и Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ), которые год назад стали составляющими поместной украинской церкви. Заместитель главы управления ПЦУ по внешним связям Евстратий Зоря в подтверждение выложил в «Фейсбуке» фото из госреестра:

Но ничто не остановит бурную деятельность легенды украинского православия. Саркастически поблагодарив, «что не выбросили 90-летнего патриарха на улицу», Филарет заявил, что «церковь нельзя ликвидировать», и пообещал «бороться за Киевский патриархат до последнего». По словам Филарета, снятие Киевского патриархата с регистрации – это нарушение свободы воли, которое было сделано незаконно. На 20 декабря он уже созывает соответствующий форум в Украинском доме. Хочет обратиться к президенту и народу.

Поэтому, пока позволят его физические возможности, Филарета будут использовать как инструмент в войне Москвы против украинской церкви. Учитывая его действительно уникальные заслуги перед Украиной, это смахивает на глупую шутку, но бывшего лидера ныне окружили те, кого раньше и близко не было возле украинской церкви. Эта ситуация станет одним из важных тестов на прочность ПЦУ. В таких обстоятельствах церковь входит в новый период своего существования.


Игорь Петренко / Depo.ua
Поділіться цим