п'ятниця, 29 березня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Газовая опасность: Какие «красные линии» перейдет Зеленский на встрече с Путиным Накануне саммита в Париже министру иностранных дел и президенту Украины есть что скрывать

На протяжении последних двух суток высшее руководство страны проводит напряженную пиар-кампанию под рабочим названием «зрады в Париже не будет». Начал ее позавчера после обеда Вадим Пристайко, рассказав о многочисленных «красных линиях», переходить которые украинская делегация в Париже не решится ни при каких условиях.

В списке «красных линий» присутствовали едва ли не все политические требования Украины к мирному процессу. Глава МИД заверил, что Украина не будет менять Конституцию и внешнеполитические приоритеты, жестко потребует контроля за границей и не начнет избирательный процесс до полного вывода «вооруженных людей» и «незаконных вооруженных формирований» с земли Донбасса. Еще в списке был и категорический отказ от ведения прямых переговоров с самопровозглашенными «республиками».

Вчера эстафету подхватил уже руководитель страны. Зеленский на совместном брифинге с премьером Швеции анонсировал, что будет поднимать в Париже «вопрос по поводу формата и сроков передачи украинской границы под украинский контроль», «будет обсуждать безопасностную ситуацию» и будет требовать «вывода всех войск и незаконного вооружения».

Кирилл Сазонов: Три сценария финиша «Нормандского формата»

С первого взгляда все это выглядит как серьезная и открытая подготовка к сложным, но необходимым переговорам. Подобный радужный взгляд на ситуацию портит только тот факт, что все эти разговоры — если они состоятся, конечно, будут иметь декларативный характер. И это прекрасно понимают как Зеленский с Пристайко, так и Путин с Лавровым. Собственно, и сам Пристайко откровенно заявил, что «еще 2 сентября советники лидеров четырех стран утвердили заключительные положения коммюнике, которое будет обнародовано после завершения саммита», и «документ этот, скажу честно, не совсем амбициозный, он очень осторожен. На сегодняшний момент документ предусматривает фиксацию достижений».

Плановая встреча четырех президентов — это не дружеские посиделки за рюмкой. И если по состоянию на 4 декабря никаких других хотя бы рабочих проектов финального документа нет, то не будет их и через пять дней (нормандская встреча назначена на 9 декабря, – ред.).

Зато внимание привлекает другой момент. По состоянию на сегодня ни у кого не вызывает сомнений, что «газовая» тема неизбежно окажется в центре обсуждения нормандского саммита. Назначенные на сегодня переговоры рабочей группы по транзиту газа, даже если состоятся, результатов, конечно, не принесут. И если учесть тот факт, что до конца года осталось меньше четырех недель, а до 13 декабря, когда соглашение по транзиту газа должно быть подписано, чтобы 1-го января все прошло гладко — и того меньше, то выбора у нормандских лидеров не будет — про газ придется говорить.

Убрать Коболева: Как Зеленский замыкает на себя вопрос газа

А вот в отношении «экономической» части парижской встречи украинская власть сохраняет удивительно деликатное молчание. Мы не слышим ни слова, например, относительно предполагаемого отказа от выигранных судебных исков «Нафтогаза» к «Газпрому». Или относительно заключения транзитного соглашения на полгода-год – до момента, когда «Газпром» достроит все свои «потоки». Или относительно того, на какие уступки не пойдет украинская власть в обмен на поставки газа напрямую из России с какой-то там скидкой. Планы команды Зеленского относительно газового хозяйства страны пока что ограничиваются страстным желанием сместить главы «Нафтогаза» Коболева — и тем пока исчерпываются. По крайней мере, в открытой для общественности части.

Дмитро Вовнянко: Болить за Україну? Приходить на Майдан

И эта удивительная открытость власти в политических вопросах, соединенная с такой же глубокой таинственностью в экономических вопросах, как раз и стимулирует лишние подозрения относительно вероятных последствий встречи в Париже. Что не может не тревожить — особенно учитывая тот факт, что российский газ, на самом деле, сделал для доминирования Кремля на постсоветском пространстве заметно больше, чем даже «зеленые человечки».


Тарас Паньо / Depo.ua
Поділіться цим