четвер, 28 березня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Балласт или священная корова: Какую роль играет Богдан при Зеленском Общее раздражение от скандальных действий и заявлений главы Офиса президента Андрея Богдана рано или поздно отразится на его политической карьере

Воскресные обвинения в проплаченности акции «Нет капитуляции» – далеко не первое скандальное заявление главы президентского Офиса Андрея Богдана, которого журналисты могут спокойно называть «ходячим скандалом», чуть ли не каждую неделю он отмечается более или менее громкими и возмутительными пассажами.

Несерый кардинал

Стоит вспомнить, что назначение Богдана уже само по себе стало скандалом, ведь чиновник напрямую попадал под действие закона о люстрации, занимая должность уполномоченного по антикоррупционной политике в Кабмине Азарова. Только вступив в должность главы Администрации президента, Богдан заявил, что «несправедливо» попал в сферу действия люстрационного законодательства. Видимо, чтобы исправить глобальную несправедливость, президент вообще ликвидировал АП и создал новую структуру – Офис президента, в которой Богдан уже имел право работать.

Среди свежих экзерсисов главы ОП сразу приходит на память история с его «увольнением». Дело было так: в начале августа СМИ опубликовали информацию, что Богдан написал заявление об отставке по собственному желанию со странной формулировкой «уволить по собственному желанию с момента желания». Впоследствии президент Зеленский подтвердил существование этого заявления, но уточнил, что не подписывал его и аналогичные документы якобы есть у каждого члена Зе-команды, работающего в ОП.

Сам глава Офиса президента сообщил журналистам, что появление в сети его заявления может быть провокацией каких-то спецслужб, сливом со стороны журналистов-расследователей или от СБУ. В результате короткого внутреннего расследования нескольких редакций, опубликовавших документ, оказалось, что заявление Богдана «слил» журналистам один из его заместителей. То есть провокаторами стали сам Богдан и его заместитель. Естественно, за «шалость» никто не только не понес наказания, но даже не извинился.

Еще одним «звоночком» стало участие Богдана в свадьбе его друга и коллеги по юридическому цеху Андрея Довбенко в Сен-Тропе, которую праздновали три дня: на вилле, на яхте, в ресторане. Среди приглашенных было много влиятельных чиновников, судей, бизнесменов и даже новоиспеченные нардепы из «Слуги народа», но самое главное, естественно, было не в этом. Фишкой было то, что глава президентской канцелярии поехал «на моря» в самый главный государственный праздник – День независимости, чем вызвал немалое возмущение украинцев.

Некоторое время спустя Владимир Зеленский прокомментировал «гуляния» Богдана, сказав, что, мол, тот неправ, хоть и взял на тот период отпуск. Но глава Офиса президента, вместо того чтобы промолчать, не привлекая к себе лишнего внимания, решил дополнительно потроллить украинцев, публикуя новые фото со скандальной вечеринки, снабженные своими специфическими шутками. Выглядело это все как откровенная издевка над критиками, дескать, имел я в виду все ваши возмущения.

Само собой, это всего лишь два ярких эпизода, которые больше всего запомнились украинцам в связи с главой ОП, но их было гораздо больше. Да и в целом поведение Богдана не слишком соответствует роли серого кардинала, которую исполняли большинство глав президентских канцелярий. Андрей Иосифович ведет себя откровенно демонстративно, то публично заявит, что посредники в виде СМИ команде Зе не нужны, прекрасно понимая, что и так не в чести у журналистов, то устраивает в соцсетях заочную войну «мемасами» с киевским мэром Виталием Кличко. Ну а постоянное присутствие Богдана за плечом у Зеленского во всех поездках по стране, сопровождающееся нашептыванием советов на ухо, уже само по себе стало мемом.

Балласт или часть хитрого плана?

Главу ОП можно обвинять во многих вещах, но глупым его точно не назовешь, Богдан четко понимает, что такое его поведение сильно раздражает общество и может привести к тому, что он станет слишком «токсичным» для «народного президента» Зеленского. Тем не менее в своем поведении Богдан ничего не меняет.

Что же стоит за столь странным поведением главы Офиса президента? Вариантов, как и в большинстве случаев, может быть несколько.

Во-первых, выходками в стиле своего бывшего клиента Игоря Коломойского Богдан сознательно играет роль «плохого боярина» во власти, что может быть частью плана Зе-команды. Специально раздражая общественность, Богдан, во-первых, собирает на себе большую часть негатива, а во-вторых, создает возможность использовать себя в качестве политического балласта. Когда раздражение населения выходками Богдана достигнет некой критической отметки, главу ОП можно будет показательно уволить, что позволит обществу выпустить протестный пар. При этом де-факто Богдан останется где-то в окружении президента, только теперь неофициальном и непубличном, и сохранит большую часть своего влияния. Что-то подобное пробовал провернуть во время Майдана Виктор Янукович, увольняя Николая Азарова. Впрочем, помогло, как мы помним, не очень.

Во-вторых, поведение Богдана может быть результатом его неприкосновенности. Определенный иммунитет своему бывшему юристу мог выбить у Зеленского Игорь Коломойский, а это означает, что нарушить такую договоренность Зеленскому будет не так-то просто. Опять-таки можно вспомнить, как противятся влиянию Коломойского на президента, да и назначению его человека в ОП американцы. Как бы то ни было, но глава государства не поддался такому давлению и сохранил Богдана в должности, но такая сильная «спайка» с главой своей канцелярии вполне может потянуть самого Зеленского ко дну.

В-третьих, все то, что вызвало возмущение и раздражение украинцев, может быть просто особенностями характера главы ОП, который осознает последствия своих шалостей, но просто не может поступать по-другому. Если это так, то рано или поздно у Зеленского не будет другого выхода, кроме как показательно уволить своего главного советчика. Роль балласта в этой ситуации Богдан все равно сыграет, вот только все это может несколько осложнить отношения президента с Коломойским.


Денис Сарбей / Деловая столица
Поділіться цим