четвер, 25 квітня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

След Путина: Будет ли война между Косово и Сербией Ситуация в Косово могла бы двигаться в сторону цивилизованного развода между Белградом и Приштиной, если бы для Кремля сохранение конфликта не было слишком ценным рычагом влияния на Запад

На первый взгляд, новости из Косово вчера напоминали сообщения о скором начале войны: «сербы на севере Косово начали возводить баррикады на дорогах и жечь шины, чтобы помешать передвижению косовского спецназа»; «колонна сербской бронетехники направилась в город Рашка на границе с Косово»; «сербский истребитель заметили у границы с Косово». Параллельно с этим сербский президент рассказывал, что все подразделения армии «находятся в полной боевой готовности» и готовы противостоять всем возможным проискам косоваров против тамошних коренных албанцев.

Впрочем, война так и не началась. Спецоперация косовского спецназа, в ходе которой были задержаны коррумпированные полицейские и таможенники, в этнические чистки против сербов, заселяющих северные районы Косово, так и не перешла. Сербская бронетехника осталась в Рашке и вперед, по крайней мере пока что, не отправилась. Начинать войну из-за ареста нескольких коррумпированных сотрудников полиции и таможни, среди которых, к слову, кроме сербов были албанцы и босняки, Белград, конечно, не стал.

Местное население, убедившись, что сажают в основном силовиков и вроде как за коррупцию, понемногу покинуло баррикады. С баррикадами вообще с самого начала вышла интересная история: именно на одной из них косовские спецназовцы и поймали российского дипломата, сотрудника ООН. Которого, конечно, вскоре отпустили, но заявления российского МИД о «неслыханном своеволии» уже успели заполнить информационное пространство. В ответ на что власти Косово заявили, что подобных «дипломатов с баррикадным уклоном» следует лишать иммунитета и сажать в тюрьму на общих основаниях.

Впрочем, всю историю можно было бы назвать очередным «сезонным обострением», ведь это далеко не первый переход к состоянию «почти войны» на протяжении последних двух лет. Который, скорее всего, не будет иметь никаких практических последствий. Что, кажется, вызывает искреннюю и неподдельную грусть в российском внешнеполитическом ведомстве, руководитель которого, Сергей Лавров, упал в такую откровенность, что арест десятка с лишним контрабандистов и их «крышевальщиков» из таможни назвал «обострением ситуации в Косово», которое «спровоцировали те, кто хочет сделать из Балкан «санитарную границу» из стран НАТО вокруг России». Ни больше, ни меньше.

Подобное заявление проливает просто-таки разительный свет на роль «российского дипломата на баррикадах», который, очевидно, пытался не допустить появления той самой «санитарной границы». Трогательной выглядит сама терминология – «санитарную границу» обычно устанавливают вокруг зараженной какой-то опасной болезнью территории. Которой в довольно прямой способ Лавров признал собственную родину.

Впрочем, какими бы не были пожелания Кремля в этой ситуации, от долгого и безрезультатного конфликта с Косово уже устают и в самой Сербии. Недаром в недавнем выступлении перед парламентом президент страны Александр Вучич заявил, что сербам не следует «продолжать ложь и самообман», а стоит признать, что в Косово и Метохии «нет власти Сербии», и прекратить «обманывать общественность».

Вучич также подчеркнул, что властям страны необходимо решить, какими будут дальнейшие отношения с Косово: сохранение замороженного конфликта или же развитие контактов с непризнанной республикой. Добавив, что он сам со своей стороны выступает за контакт и улучшение отношений с Косово.

Неизвестно, какой сейчас является поддержка позиции президента Вучича внутри Сербии. И нет сомнений, что до подобного счастливого завершения конфликта пройдет еще немало лет. Но когда все это станет реальностью – а это рано или поздно случится – можно будет немало порадоваться тому факту, что «санитарная граница» вокруг России все-таки будет благополучно достроена.


Тарас Паньо / Depo.ua
Поділіться цим