четвер, 25 квітня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Еще один щелчок по носу Гундяева: Константинополь открывает второй фронт Вселенский патриархат демонстрирует решимость довести войну с Москвой до конца. До победного конца

В эти дни в Стамбуле происходят поистине эпохальные события. По неофициальной информации, Синод Вселенского патриархата на своем очередном заседании планирует окончательно закрыть вопрос Томоса об автокефалии для Православной церкви в Украине, и останется только провести объединительный собор в Киеве, выбрать руководителя этой церкви и поехать на Фанар и забрать там соответствующий документ.

Но, кроме этого события вчера произошло еще одно, менее заметное, но от этого не менее знаковое. Варфоломей распустил Западноевропейский экзархат российских приходов. Что это означает и каким боком тут Московский патриархат?

Для начала давайте разберемся в дефинициях. Слово «российских» в названии этого уже экс-экзархата очерчивает не церковную, а этническую принадлежность. Для понимания этого надо вернуться почти на 100 лет назад, когда белое движение на территории уничтоженной большевиками Российской республики и соседних стран, таких, как УНР, проиграло борьбу, и те сторонники некоммунистической России, кто остался жив, эвакуировались в Европу.

Именно для них были созданы соответствующие православные организации, которые объединяли православных эмигрантов из Российской империи. На протяжении всего существования эти структуры меняли название и даже принадлежность (с 1965 по 1971 годы Константинополь отдавал их в руки Московского патриархата), а с 1999 года и до позавчерашнего дня они были объединены соответствующим томосом в Западноевропейский экзархат российских приходов. Конечно же, прихожанами этой церковной структуры (которая, кстати, существует параллельно с соответствующими, главным образом французской, где и находится центр экзархата, православными епархиями Константинопольского патриархата) уже давно являются не только русские или потомки русских эмигрантов первой и всех других волн. Но определенная связь с Россией все-таки есть.

И эту связь вполне могли использовать в своих целях в Свято-Даниловом монастыре. К тому же, не так давно, в начале ноября, один из приходов, во Флоренции, попытался перейти из Константинопольского патриархата под юрисдикцию так называемой «белой» русской церкви – РПЦЗ. Как известно, с 2007 года, после подписания соответствующего Акта о каноническом общении, Русская православная церковь за границей является неотъемлемой самоуправной частью «красной», гундяевской церкви, известной как РПЦ. И эта неотъемлемость прекрасно проявилась, например, в реакции РПЦЗ на будущую украинскую автокефалию. Потомки белых эмигрантов откровенно стали на сторону потомков чекистов (речь не только о самом Гундяеве, но и Путине, который – в этом уже никто не сомневается – стоит за борьбой РПЦ против Украины), заявив о непризнании, неканоничности и т. п.

Конечно же, в Константинополе учли и этот факт, и флорентийскую историю. А, учтя, нанесли мощный удар в ответ. Отныне никакого пророссийского экзархата в Западной Европе не существует. И это еще один – параллельно с украинской автокефалией – болезненный щелчок по гундяевскому носу. Который ему придется стерпеть, ибо никаких официальных, канонических средств для ответа у него нет.

А если выйти за рамки собственно церковной войны, то история приобретает дополнительные пикантные краски. Как уже было сказано, эти приходы, которые позже собрали в экзархат, основывали мигранты из Российской империи, которые не хотели оставаться в коммунистической России/СССР. Так называемая «белая Россия», которая всегда была оппонентом, противником «России красной». То есть это было классическое разделение на «хороших» и «плохих русских». И вот оказалось – на самом деле, не вчера, а раньше, например, после антиконстантинопольских заявлений РПЦЗ – что не существует никакого разделения. Как не существует никаких плохих и хороших русских. Есть просто русские – и они все, если говорить в рамках этой дихотомии, плохие. Таким образом, Кремль, который вполне очевидно стоит за всеми церковными атаками, собственными руками уничтожает миф о том, что россияне бывают в сознании, что с ними можно договариваться и сосуществовать. «Вовсе нет, – говорят нам все эти события, – если человек ассоциирует себя с Россией и русским миром, пусть он сто раз антикоммунист и вообще никогда не был на родине своих предков, он все равно в один прекрасный момент воткнет вам нож в спину. По старинной русской традиции».

Итак, недалек тот час, когда все русские церкви – независимо от того, кто их основывал, – а говоря шире, всех русских будут просто гнать из цивилизованного мира. Сначала в переносном смысле, а затем, возможно, и в прямом – тут уже все будет зависеть от степени инфицированности этих персонажей идеями «русского мира».


Владимир Миленко / Depo.ua
Поділіться цим