вівторок, 23 квітня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Когда НАБУ обвинят в подготовке госпереворота в Украине Всплеск активности Антикоррупционного бюро и жесткая реакция на него обещают сделать войну силовиков мейнстримом предвыборной кампании

Антикоррупционное бюро в последние дни фонтанирует возбуждением дел против влиятельных фигур за незаконное обогащение, а дело министра инфраструктуры Владимира Омеляна оперативно оказалось в суде для определения меры пресечения. Министр, естественно, утверждает, что честен перед законом, а обвинения, выдвинутые против него, не первой свежести. Напомним, в НАБУ считают, что Омелян утаил от декларирования солидную сумму денег, внедорожник BMW X5 2015 года выпуска, расходы на аренду дома, где он проживал со своей семьей, а также внес недостоверные сведения о стоимости автомобиля Volvo S80 2007 года выпуска, приобретенного в 2016 г.

Не успели граждане переварить новости об Омельяне, как появилась новая сенсация – Соломенский суд обязал НАБУ открыть производство относительно министра юстиции Павла Петренко по подозрению в декларировании недостоверной информации. В июне в программе «Наші гроші» сообщили, что племянница министра после его назначения стала владелицей двух квартир в элитных жилых комплексах на Печерске и автомобиля Lexus NX200. Петренко в декларации указал, что своего жилья не имеет и живет в арендованном.

Но и это был еще не конец. Подозрение в незаконном обогащении НАБУ подготовило непубличному, но очень влиятельному первому заместителю главы СБУ Павлу Демчине, контролирующему работу антикоррупционного управления «К». Следствие считает, что законность приобретения им активов на 3,76 млн грн не имеет доказательств. Детективы также уличили Демчину в несоответствии доходов и расходов.

А два дня назад стало известно, что НАБУ заинтересовалось депутатом-«фронтовиком» Антоном Геращенко. Его также подозревают в незаконном обогащении. В «Народном фронте» в действиях НАБУ в отношении Омеляна, Петренко и Геращенко усмотрели политическое давление. Следует напомнить, что фигуры, связанные с партией Арсения Яценюка, действительно часто становятся объектами расследований НАБУ.

Однако можно предложить, что мотивы Сытника отнюдь не в личной антипатии к этой политсиле. Скорее «фронтовики», растерявшие свой рейтинг, но оставившие за собой серьезное влияние на политические процессы, выглядят для НАБУ выгодной мишенью для атак. Нелюбовь значительной части общества к НФ как бы легализирует в глазах общественности антикоррупционные расследования против их представителей.

После атак Сытника появились предположения, что, таким образом, набушники отомстили за дело «рюкзаков Авакова», спущенное на тормозах. А ускорились в НАБУ, согласно предположениям в СМИ, после задержания полицией сотрудника НАБУ с наркотиками. Сразу же после этого детективы пришли к Омеляну с подозрением.

Но и антикоррупционеры не остались без «ответки». Она прилетела из СБУ. Спикер этого ведомства Елена Гитлянская сообщила: трем работникам НАБУ объявлено о подозрении в совершении преступления, а во время обысков в сейфе одного из детективов был изъят конверт, в котором находился план компрометации работника Нацбанка. «Мы понимаем, что все детективы НАБУ считают себя последователями Джеймса Бонда, но он не опускался до «подкладывания» проституток чиновникам государственного регуляторного органа», – подчеркнула Гитлянская.

В документе, якобы изъятом из сейфа, речь идет о вариантах контакта с неким лицом (начальник департамента НБУ), которое намеревались скомпрометировать. Знаки плюс/минус стоят возле варианта: инсценировать ДТП с участием девушки-водителя, после чего она знакомится с этим человеком, расспрашивает подробности его жизни, склоняет к близости, весь процесс документируется на фото с целью последующего шантажа. «Листки из сейфа» выглядят достаточно сомнительно, их авторство неочевидно. Но если обыск фиксировался по всем правилам, а компромат действительно находился в сейфе, ситуация будет развиваться не в пользу ведомства Сытника.

Детективов Антикоррупционного бюро неоднократно обвиняли в использовании недозволенных методов сбора информации. Можно вспомнить две громкие истории. Первая – драка между сотрудниками НАБУ и Генпрокуратуры на улице Петлюры в Киеве в августе 2016-го. События развивались, как в американских боевиках – оскорбления, рукопашная, спецназ и даже попытка удушения. Прокурорские обвинили людей Сытника в незаконном наблюдении, те, в свою очередь, заявили, что делали все по закону, а работники прокуратуры пытались проникнуть в помещение, где проходили следственные действия. Скандал, от которого проиграли обе структуры, удалось замять.

Другая история связана с «янтарным делом», в котором НАБУ задействовало своего агента под прикрытием Екатерину. Кино с участие депутата Борислава Розенблата видела вся страна, однако его защита сразу же заявила, что информация получена незаконным путем. По мнению юристов, шансы посадить фигурантов этого дела минимальны, потому что в подобных вещах процедура должна быть соблюдена до мелочей.

Однако вернемся к «листкам из сейфа». Насколько известно, НАБУ расследует дело экс-главы НБУ Валерии Гонтаревой ни шатко, ни валко. И непонятно, почему в таком случае внимание детективов привлек клерк Нацбанка, а не рыба покрупнее. Западные финансовые структуры никогда не имели претензий к руководству Нацбанка – ни к Гонтаревой, ни к ее сменщику Якову Смолию. Даже напротив, об их работе в МВФ высказывались скорее лестно. Потому сложно представить, чтобы американские друзья Сытника могли дать добро на антикоррупционные расследования в отношении сотрудников Нацбанка. Не исключено, что это самодеятельность бюро, не согласованная с американскими кураторами.

Наконец, если нашелся один документ, то могут найтись и другие. Например, по разработке депутатов-«фронтовиков». Или, что еще хуже для НАБУ, в отношении участников будущей президентской кампании. Нетрудно предположить, что подобные скандалы способны кардинально повлиять на итоги выборов. Также найдется немало желающих обвинить бюро в желании поучаствовать в смене власти.


Деловая столица
Поділіться цим