четвер, 28 березня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Агент ФСБ или патриот: Кто на самом деле освобожденный узник Костенко Неоднозначные подробности биографии Александра Костенко заставляют более пристально присмотреться к его персоне

В начале этой недели в Киев вернулся Александр Костенко, бывший житель Крыма, экс-милиционер, активист крымского Майдана. В феврале 2015 года российские ФСБшники задержали его в Симферополе по обвинению в причинении телесных повреждений сотруднику крымского спецподразделения «Беркут» 18 февраля 2014 года, во время Майдана в Киеве, пишет Максим Ковалишин для Depo.ua.

В мае-2015 российский суд приговорил Костенко к 4,2 годам заключения в колонии общего режима. Впоследствии срок наказания уменьшили до 3,5 года. Интересно, что обвинение в суде поддерживала тогдашний «главный прокурор Крыма» Наталья Поклонская – сейчас депутат Госдумы.

Отсидев срок полностью, Костенко вышел на свободу из колонии в Кирово-Чепецке (Кировская область России). «Сейчас он уже под защитой украинской власти. Александр находится с Консулом Украины и они направляются в Москву, в Посольство Украины в РФ. Он под юрисдикцией нашей страны», – написала на своей странице в сети Фейсбук уполномоченная Верховной Рады по правам человека Людмила Денисова.

Представители украинской власти практически демонстративно занимались состоянием здоровья Костенко и его освобождением. Упомянутая Денисова через «Фейсбук» пообещала предоставить ему временное жилье в Киеве, поскольку он, как крымчанин, не имеет возможности вернуться на оккупированный полуостров, где живет его семья. В поисках жилья для бывшего узника Денисовой помогал даже столичный мэр Кличко.

А после освобождения Костенко с ним пообщался по телефону Петр Порошенко.

Также омбудсмен обещала помочь Александру оформить статус внутренне перемещенного лица.

Вместе с тем, некоторые медиа напоминают неоднозначные подробности биографии Александра Костенко, которые заставляют более пристально присмотреться к персоне вчерашнего «политического». Впервые в поле зрения СМИ он попал пять лет назад, 11 сентября 2013 года, когда лейтенант милиции Костенко вместе с коллегой по Киевскому РОВД Симферополя Станиславом Красновым провел пресс-конференцию в агентстве «Интерфакс-Украина». Молодые милиционеры тогда сообщили о давлении на них со стороны руководства, которое якобы совершается во время расследования резонансных преступлений.

Тогда же стало известно про определенную связь Костенко с известным российским журналистом, главным редактором газеты «Московский комсомолец» Павлом Гусевым. В частности, в мае 2013 года в милицию обратилась Наталья Шугальская, сообщив, что ее насильно вывезли из Симферополя в Москву, где заставляли оказывать интимные услуги. Поведав историю своего спасения из борделя, потерпевшая назвала имена своих обидчиков – коими оказались некий Эдуард Нагорный и Павел Гусев.

Более того – этот журналист оказался фигурантом еще одного дела, которое вели Костенко с Красновым. Оно было связано с сутенерством, а Гусев проходил там в качестве свидетеля. Симферопольские милиционеры утверждали: когда их начальство и российские власти узнали подробности дел, то начали давление с целью закрыть производство, связанные с главным редактором.

Так или иначе, но дела, по которым проходил Павел Гусев, были закрыты. А «революционеров»- правоохранителей уволили из рядов МВД по результатам служебного расследования.

Вскоре они появляются на революционном Майдане в Киеве. Там их замечают в рядах сторонников партии «Свобода». Тогда Костенко с товарищем тоже были причастны к историям с «двойным дном». В декабре 2013-го их задержали в Крыму с десятками резиновых дубинок и ножом. Тогда экс-милиционеры представились помощниками народного депутата – «свободовца» Эдуарда Леонова. Тот назвал инцидент провокацией силовиков. Крымчане, заявил Леонов, увезли в авто его вещи, а холодное оружие им подбросили.

А в феврале 2014 года, в разгар событий в Киеве, в Интернете появился аудиоролик с записью разговора якобы Костенко и Краснова с другим парламентарием от «Свободы» Андреем Ильенко. Слышен стон некоего человека. По версии анонимного автора сюжета, пыткам в помещении Киевской городской госадминистрации был подвергнут захваченный в плен будто бы евромайдановцами сотрудник «Беркута».

В российских СМИ называли прозвища бывших крымских милиционеров – «Удод» (Краснов) и «Костыль» (Костенко). Тем временем оба они стали «заместителями коменданта» столичной мэрии после ее захвата протестующими.

Вскоре после победы Майдана, в мае 2014 года, на своей странице в сети «Фейсбук» нардеп Владимир Арьев сообщил, что в доме, где расположена его приемная, сотрудники СБУ обнаружили «базу колорадов», которые даже пытались отстреливаться.

В то же время появилось заявление «Свободы» о пропаже помощников Леонова. Вскоре Костенко и Краснова опознали на кадрах, снятых и опубликованных пресс-службой СБУ по факту задержания спецподразделением «Альфа» «колорадов», о котором писал Арьев.

Граждане «А» (Александр Костенко) и «С» (Станислав Краснов) выдавали себя за активистов Евромайдана, заявили в СБУ, а на самом деле «готовили ряд акций диверсионно-подрывного характера против нашего государства, собирали информацию и передавали российским координаторам».

Тогда бойцы изъяли у двух крымчан целый арсенал оружия, в том числе огнестрельного, взрывчатые устройства и многое другое того же рода.

Однако дело, которое так громко начиналось, до сих пор не получило завершения. 22 мая 2014 года Костенко выдвинули всего лишь подозрение в незаконном обороте оружия (ч.1 ст.263 УК Украины). Тогда же его арестовали на два месяца. В отличие, кстати, от Краснова, которому дали возможность выйти на свободу под залог в 1,21 млн грн.

О значительно более серьезных обвинениях речь уже не шла. По версии некоторых экспертов, этому могли поспособствовать близкие к «Свободе» покровители националистов.

В дальнейшем все складывалось для «диверсантов» еще более благоприятно. В июле 2014 Шевченковский райсуд Киева более чем в 10 раз раз уменьшил сумму залога для Краснова – до 97,4 тыс грн. Аналогично судья поступил и в отношении Костенко. Залог за него внес отец. Побыв некоторое время в Киеве, он исчезает и игнорирует вызовы в суд на рассмотрение своего дела. Попытки прокуроров направить обвинительный акт в суд закончились ничем.

Тем временем из общего дела «диверсантов-колорадов» следователи выделили эпизод Краснова, который с лета 2016 года находится с призрачными перспективами рассмотрения в Святошинском суде. Значительно более тяжкие преступления направлены в один из райсудов Киевской области.

Дальнейшая история Костенко более печальна. Как утверждают его знакомые, в первой половине 2015 года Александра якобы похитили в Киеве российские спецслужбы и вывезли в Брянск. В националистических кругах считают, что «Костыль» каким-то образом вырвался из сетей ФСБ и направился… в оккупированный Крым. Там и был задержан, а впоследствии осужден по упомянутому делу о нападении на сотрудника «Беркута».

По версии журналиста Владимира Бойко, Костенко самом деле пытался скрыться в Крыму от украинского правосудия. Там он обратился за российским гражданством. Во время спецпроверки был задержан и осужден. Есть даже отдельные сообщения о том, что «Костыль» сообщил следствию о своем сотрудничестве с российскими спецслужбами.

Что повлияло на планы первых дней пребывания Костенко в Киеве после освобождения – негатив в соцсетях или другие причины – однако в течение всей недели он был непубличен. Людмила Денисова, скажем, называет это последствиями усталости. Попутно напомним – сама омбудсмен тоже родом из Крыма. Поэтому, возможно, имеет относительно Костенко определенный сентимент – исключительно как к земляку.

В свою очередь, государственный секретарь Министерства иностранных дел Украины Андрей Заяц днях заявил, что не имеет информации относительно возможного российского гражданства Костенко. «Могу официально подтвердить, что Александр Костенко – гражданин Украины, что также было признано российскими правоохранительными органами. И въехал он на территорию Украины по своему украинскому паспорту», – сказал спикер внешнеполитического ведомства.

Про уголовное преследование освобожденного узника Заяц фактически говорить отказался. Тем не менее, удивляет, что после того, как Костенко был объявлен в Украине героем Майдана, СБУ удалила со своего сайта сообщение о его задержании. Об этом сообщил журналист Бойко.

В любом случае можно предположить, что фигуры «диверсантов-колорадов-политзаключенных» (нужное подчеркнуть) Костенко и Краснова уже стали разменной монетой в интригах как в среде националистических организаций, так и на высшем политическом уровне.



Поділіться цим