суббота, 23 марта 2019 | О ПРОЕКТЕ | КОНТАКТЫ

Два крестных хода как барометр: Церковная Москва окончательно потеряла Киев Празднование Крещения Руси обозначило перелом, который произошел в религиозной сфере

То, что два шествия – УПЦ МП и УПЦ КП и УАПЦ – посвященные 1030-летию Крещения Руси, будут очередным боем за Украину между Москвой и Киевом, не сомневался никто. Так оно и случилось. Результат этого поединка был известен заранее, и увиденная картинка это подтверждает: Киев наконец объединил усилия, пошел в наступление и побеждает, пишет Олекса Шкатов для Depo.ua.

Чтобы понимать, что же произошло в столице Украины в минувшие пятницу и субботу, следует ненадолго оглянуться в прошлое. О конфликте между УПЦ Московского патриархата (которые, однако, никогда этого уточнения не используют, тем самым настаивая на своей каноничности и единственно возможной легитимности) и УПЦ Киевского патриархата с периодическим участием Украинской автокефальной православной церкви, известно немало. В 1990-е борьба между церквями была такой же «злой», как и сами годы – с открытым противостоянием и драками. Но отсчет «борьбы за Крещение» следует вести с времен Ющенко: в 2007-м в этот день были устроены определенные публичные и достаточно многолюдные – гуляния, очевидно, в качестве некой «арт-подготовки», а 25 июля следующего года Виктор Ющенко издал указ, которым официально назначил 28 июля Днем Крещения Киевской Руси.

Неизвестно, с какой горы «скатилась» эта инициатива: то ли с Банковой, где как раз увлеклись идеей создания поместной церкви и таким способом пытались «отжать» выдающуюся дату у Москвы, пока та и сама чего-то не придумала, то ли из Кремля, где таким образом решили вживить в украинское пространство еще одну платформу для продвижения идей «русского мира» и «единства с братским народом». Так или иначе, но праздник, который номинально задумывался как повод для примирения и единения украинских церквей хотя бы раз в год, в реальности стал днем соревнований в рамках церковного раздора. При этом следует заметить, что эта дата довольно искусственная: 28 июля (15 июля по старому стилю) – день смерти князя Владимира, то есть день его памяти, а не светлый праздник. Когда на самом деле крестили Русь, точно неизвестно.

Празднование 2008 года – 1020-летие Крещения Руси – было новым, помпезным и важным для страны. В Киев приехали и Вселенский Патриарх, и российский Патриарх Алексей II, которые, безусловно, переговорили об «украинской проблеме» и даже вроде бы договорились об определенном «статус-кво» в обмен на поддержку Москвой задуманного Константинополем Всеправославного собора. Уже тогда было видно, что «первую скрипку» в новом празднике играет Московский патриархат (во главе УПЦ МП в те времена был в целом проукраинский митрополит Владимир), по крайней мере именно под него была «заточена» официальная программа. Но то были лишь «цветочки» – «ягодки» же в полную силу проявились через пять лет, в 2013-ом.

1025-летие Крещения Руси уже само по себе было весьма странной датой – и далеко не «круглой», но, видимо, очень нужной Москве, которая тогда была на пике своей современной мощи. И Кремль воспользовался «праздником» на полную, пройдя по Украине, как бульдозер, и всячески давая знать, что эта «корова» его, и он ее будет «доить». Местная Украинская православная церковь Московского патриархата в качестве хозяйки праздника осталась разве что «для галочки», поскольку на первый план бесстыдно высунулась РПЦ, глава которой – в то время уже Патриарх Кирилл – «приветствовал» верующих с развешенной страной рекламы, как у себя дома. Понятно, что не прибыть в Киев собственной персоной он не мог. Вместе с ним в Киев прилетел и российский президент Владимир Путин. Украинскому главе Виктору Януковичу была отведена роль некоего статиста: Путин даже не стал с ним особо «светиться», отдав в разы больше времени мероприятию, организованному «Украинским выбором» кума Виктора Медведчука. Примечательно, что аккурат перед тем Янукович ярко «прогнулся», передвинув День украинского флота с первого воскресенья июля на последнее, чтобы он совпал с Днем «братского» флота России, поэтому даже празднования де-факто стартовали не в Киеве, а в «городе русской славы» Севастополе, куда дружно полетели оба президента.

Крещение Руси-2013 было безоговорочным триумфом России. Но Киевский патриархат тоже не оставил эту дату без внимания и организовал собственные торжества – в стороне от официальных. И нельзя не обратить внимания на следующий момент: тогдашнее празднование наглядно продемонстрировало, что он набирает мощь, становясь силой для сплочения верующих и нерелигиозных людей, которые не собираются жить под Москвой. Да, он не был «обласкан» властью, но прекрасно держал удар самостоятельно.

Празднования этого года – уже 1030-летия Крещения – показали, что ситуация изменилась коренным образом. Во-первых, Москва была максимально отстранена от организации празднования и хотя, безусловно, имела какое-то влияние, однако оно было радикально ограничено. Голос Патриарха Кирилла, который было вздумал пожаловаться, мол, в такой светлый день не может провести молебен в Киево-Печерской лавре, утонул в информационном шуме. УПЦ МП после смерти митрополита Владимира сильно «качнулась» в пророссийскую сторону, конечно же, сделала все, чтобы «выдать на гора» приличную картинку, и в целом с этой задачей справилась. Пусть не вводят в заблуждение подсчеты полиции с 20 тысячами участников и церковные с 250 тысячами: очевидно, что людей у митрополита Онуфрия смогли собрать побольше, чем заявили правоохранители, и значительно меньше, чем заверили в самой церкви. Но размах уже однозначно не тот. Что и не удивительно – и это второй важный момент – ведь официальная власть, в отличие от предыдущих празднований, не просто не поддержала украинский филиал РПЦ, но и демонстративно встала на сторону ее конкурентов.

То, что в субботу, 28 июля – на следующий день после «московского» крестного хода – на Владимирской горке готовится что-то грандиозное, можно было догадаться еще накануне вечером, когда на Софиевской площади начали ставить сцену с огромным экраном и звукоусиливающую аппаратуру, а на подходах к памятнику Владимиру Великому появился кордон правоохранителей – последнее произошло около 20:00. Случайные прохожие тогда связали такие спецмероприятия с многолюдностью грядущего события и террористической угрозой. Хотя то, что на крестном ходе будет сам президент, тоже можно было предугадать, ведь он в последнее время достаточно однозначно высказал свою позицию и дал понять, с кем и в каком направлении будет двигаться дальше.

Организация крестного хода 28 июля дает четко осознать, что Киевский патриархат сейчас на взлете и чувствует себя достаточно уверенно. Понятно, что со стороны церкви было сделано все, чтобы превзойти акцию Московского патриархата и тем самым показать, кто сейчас хозяин на днепровских холмах. Поддержка государства тоже сказалась: фактически это было едва ли не первое для УПЦ КП мероприятие такого масштаба, где ей приходилось не отвоевывать место под солнцем, а быть главными на празднике. Флаги, военные капелланы в одинаковых мундирах, ветераны АТО и немалое количество молодежи в рядах – все должно указывать на то (и, наверное, указало), киевское православие переживает своеобразный ренессанс.

Официально в мероприятиях 28 июля приняло участие от 65 тысяч (данные правоохранителей) до 200 тысяч верующих (данные церкви). Примечательно, что «разлет» данных в этом случае хоть и значительный, но, все же, значительно меньше, чем в случае с УПЦ МП. Что, наверное, вызвано тем, что одной стороне не было нужды преуменьшать количество участников, а другой – преувеличивать. Сколько же на самом деле было «ходоков», также неизвестно, но в целом церковные спикеры поспешили заверить, что это была самая многолюдная акция последних лет.

Еще один чрезвычайно важный момент субботнего празднования – участие в мероприятиях Украинской автокефальной православной церкви, включая ее главу митрополита Макария. Несмотря на то, что эта церковь не такая мощная, как «сестры», ее значимость не следует преуменьшать. Во-первых, своим участием УАПЦ, продемонстрировала, что в украинском православии наметились тенденции к взаимопониманию и объединению, причем эти процессы более глубокие, чем просто формальное произнесение вместе с Филаретом обращения к Вселенскому Патриарху о предоставлении УПЦ Томоса об автокефалии. Во-вторых, таким образом «автокефалы» дают понять, что им удалось как-то договориться с «киевлянами», и что последние вообще договороспособны. Это важный «звоночек» для той части клира УПЦ МП, которые в обозримом будущем – а в этом уже нет сомнений – захотят присоединиться к единой поместной церкви. В-третьих, своим участием они заявили, с кем теперь выступают одним фронтом, и, таким образом, у кого теперь сила.

Ну и, наконец, надо обратить внимание на то, что происходило за публичными кулисами праздника: визит делегации Вселенского патриархата и перспективы предоставления Томоса – то есть документа, который фактически признает, опишет и утвердит автокефальный статус УПЦ и запустит процессы создания поместной церкви. Объявление Томоса 28 июля, как того хотел украинский эстеблишмент, не будет, это было понятно еще накануне. Во-первых, не все необходимые процедуры со стороны Константинополя завершены, а без них никуда. Во-вторых, Вселенский патриарх – не та фигура, а предоставление независимости украинской церкви – не тот вопрос, чтобы подстраиваться под прихоти киевских политиков или духовенства. Но делегация от Патриарха Варфоломея все равно принесла «благую весть» – как, очевидно, и планировалось. Ее от имени Вселенского патриарха зачитал епископ Эдмонтский УПЦ в Канаде Иларион: «Признавая высокую ответственность первопрестольной Константинопольской церкви, которая никогда не переставала и не мирилась перед незаконными и неканоническими ситуациями, которые потрясали естественное функционирование православной церкви, и в эти ответственные времена она взяла на себя инициативу восстановить единство православных верующих Украины с конечной целью даровать украинской церкви автокефалию».

Таким образом, все, что произошло в Киеве под предлогом – прикрытием – Дня Крещения Руси, свидетельствует: позиции Москвы, которые долгое время казались незыблемыми, пошатнулись, и процесс, скорее всего, необратим. Да, она еще имеет большой ресурс и способна «огрызаться», устраивая «показательные выступления», не в последнюю очередь благодаря усилиям своих агентов влияния типа Вадима Новинского. Но все это уже – лишь шумовая завеса, информационная агония. Церковная Москва потеряла Киев, а без этой «колыбели» и ей самой цена – если не рубль, то червонец. И хотя теоретически откат все еще возможен – в случае прихода к власти реваншистских сил – Константинополь, наверное, успеет официально взять под свое крыло украинское православие и ввести новую поместную церковь равную среди равных в семье других четырнадцати церквей. А дальше процесс станет необратимым. Ведь свобода не забирается, да и любому украинскому правителю независимая украинская церковь куда удобнее, чем управляемая из-за поребрика.



Поделитесь.





Новости партнеров



9 комментариев

  1. I every time spent my half an hour to read this web site’s posts
    all the time along with a mug of coffee.

  2. Greetings! Very helpful advice in this particular post! It is the little changes which will make the most significant changes.
    Thanks a lot for sharing!

  3. Hi, i think that i saw you visited my weblog so i came to “return the
    favor”.I am attempting to find things to improve
    my website!I suppose its ok to use a few of your ideas!!

  4. My family members all the time say that I am killing my time here at net, however
    I know I am getting knowledge all the time by reading thes
    pleasant articles.

  5. That is really fascinating, You’re a very professional blogger.
    I have joined your feed and look ahead to in the hunt for extra
    of your great post. Additionally, I’ve shared your web site in my social networks

  6. If you are going for most excellent contents like myself, only go to see this web site everyday for the reason that
    it offers feature contents, thanks

Оставьте комментарий

пять × пять =