п'ятниця, 19 квітня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Украинская автокефалия: Почему у главных московских попов отняло речь Идея об украинской поместной церкви серьезно встревожила Москву. Но рано еще радоваться

Громкое заявление президента Украины Петра Порошенко о создании независимой от Москвы украинской автокефальной церкви, стала темой №1 не только в украинском медиапространстве, но и в соцсетях, где принялись активно обсуждать насколько это вообще реально, да еще и до июля текущего года – к 1030-летию крещения Киевской Руси, пишет Мирослав Лискович для Укринформа.

Сегодня Президент провел встречу со Святейшим патриархом Киевским и всея Руси-Украины Филаретом (УПЦ КП) и Митрополитом Киевским и всея Украины Макарием (УАПЦ). Иерархи передали ему обращение к Варфоломею о выдаче украинской церкви томоса (указа, — ред.) об автокефалии. Также Петр Порошенко провел встречу с Митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием (УПЦ МП). “Состоялась многочасовая беседа о судьбе Украины, о судьбе украинской церкви (…) Обменялись мнениями об активизации межконфессионального диалога в Украине”, – сообщает пресс-служба главы государства. О том, что сказал Онуфрий – не сообщается…

А тем временем мнения в соцсетях традиционно разделились: «Автокефалия УПЦ нанесет московитам смертельный удар, даже не сомневайтесь. Держу кулаки, чтобы все получилось», «Если он (Порошенко – ред.) сможет сделать так, что итогом создания единой Украинской церкви станет уничтожение филиала ФСБ под кодовым названием «УПЦ МП», то, на мой атеистический взгляд, с него можно будет написать икону», «Люблю я эти судорожные поиски темы для похода на выборы. Но есть два «но». Первое – Виктор Андреевич (Ющенко — ред.) уже пытался. Второе – тема взрывоопасная», «Кризис идей на Банковой принимает уже какую-то дикую и болезненную форму. Ну да, президенту не на чем политически играть с тех пор, как получили безвиз».

В свою очередь, не прибегая к дискуссии, мы сделали подборку реакций гарантированных оппонентов «из-за поребрика» и не только, а также попытались разобраться, к каким конкретным действиям может прибегнуть Москва, чтобы сорвать это историческое событие.

Реакция РПЦ: не было, нет, не дадим

Ожидаемая критика идеи автокефалии для украинской православной церкви посыпалась от отдельных представителей Русской православной церкви (РПЦ). Митрополит Волоколамский Илларион надеется, что Константинопольский патриарх не поддержит независимую церковь в Украине: «У нас нет достоверных сведений о содержании беседы между патриархом Варфоломеем и Петром Порошенко. Но мы исходим из того, что единство православной церкви является той незыблемой ценностью, которую должны поддерживать все поместные православные церкви. Эта ключевая позиция не может подвергнуться изменениям».

Жестче высказался по этому поводу заведующий отделом по взаимодействию с РПЦ Института стран СНГ, российский «православный эксперт» Кирилл Фролов (эдакий «жириновский» от РПЦ): «Совсем недавно, уже после поездки Порошенко в Стамбул, пресс-секретарь так называемого Киевского патриархата архиепископ Евстратий Зоря заявлял, что вселенский патриарх Варфоломей взаимодействует с Владимиром Путиным. И действительно, будучи недавно в Турции, Путин позвонил Варфоломею и передал ему наилучшие пожелания от патриарха Кирилла. По нашим данным, он процитировал ему исторический документ – грамоту Константинопольского патриарха Дионисия 1686 года, согласно которой Киевская и Малой Руси православная митрополия передается Московскому патриархату навечно. И этот документ не имеет обратной силы. А судя по тому, как прошла встреча Порошенко с Вселенским патриархом, Варфоломей ничего конкретного не сказал. Порошенко выдает желаемое за действительное. Это очередной блеф. Но опасность его блефа заключается в том, что будет пролита кровь. Дело в том, что на Светлую Пасхальную неделю патриарх Филарет (Денисенко) принял у себя главарей запрещенной в России экстремистской организации «Правый сектор» и обсудил с ними механизмы захвата православных храмов в Украине. Речь идет о Свято-Успенском храме в селе Птичья Ровенской области. По этой же схеме радикалы начнут захватывать и другие церкви, храмы и лавры Украинской православной церкви Московского патриархата. И далеко не просто так группировка С14 в первые дни Пасхи запугивала наместника Киево-Печерской лавры митрополита Павла Лебедя (…) Одновременно СБУ намерена проверять молитвы, которые читаются в церквях, принадлежащих к УПЦ МП, на предмет их пророссийского содержания. По сути, СБУ готова запретить все православные вероучения, предания церкви и жития, потому что все эти тексты – российского содержания».

Зато из кремлевского офиса патриарха РПЦ Кирилла (Гундяева) пока никакого официального заявления: ни о шансах создания Украинской поместной автокефальной (независимой) церкви, ни о договоренности Петра Порошенко со Вселенским патриархом Варфоломеем. Несмотря на это, молчанием тоже не обошлось. Московский патриарх обвинил украинские телеканалы в том, что те, по его мнению, ведут «информационную кампанию против канонической церкви», а также заявил, что в Украине якобы «захватыаются» храмы УПЦ МП: «В последние годы на центральных украинских телеканалах ведется информационная кампания против канонической православной церкви. Это провоцирует рост ненависти и насилия в обществе, приводит к захватам храмов, насильственным акциям радикальных организаций, в том числе поджогам храмов».

Кроме «русской», мы пересмотрели официальные сайты и других поместных православных церквей: грузинской, румынской, болгарской… Никакой реакции на вчерашнее событие нет. К примеру, на сайте Грузинской православной церкви последняя новость датируется 16-м апреля – «Проповедь Католикоса-Патриарха всея Грузии в воскресном праздновании».

Кремль будет делать все возможное, чтобы сорвать это событие

В комментарии один из самых влиятельных украинских религиоведов, народный депутат Украины Виктор Еленский заявил, что, не дожидаясь исторического решения Вселенского патриарха Варфоломея, Москва окажет ему отчаянное сопротивление: «Москва будет сопротивляться чрезвычайно активно. У нее есть специальные подразделения для этого, спецслужбы, которые занимаются именно церковными вопросами, а также дипломатия, долгое время заточенная на то, чтобы блокировать все стремления украинцев обрести автокефальную православную церковь».

Конечно, сомнений в том, что в Москве не будут ждать, сложа руки, и примут все меры, чтобы заблокировать стремление украинцев обрести автокефальную православную церковь – нет. Но есть вопрос: к каким конкретным действиям могут прибегнуть россияне, чтобы сорвать это историческое для Украины событие?

По мнению сотрудника Института религии и общества УКУ Анатолия Бабинского, противостояние может быть жестким и длительным.

Бабинский: «Мы уже не впервые оказываемся свидетелями таких заявлений, что вот-вот может состояться каноническое урегулирование ситуации, в которой оказались две украинские Церкви: УПЦ КП и УАПЦ. Хотя не всегда лишь Москва была виновата в том, что ничего в результате не получалось, но ее фактор всегда был, пожалуй самым весомым. Самая серьезная угроза по-церковной линии, это разрыв общения между Москвой и Константинополем, как это было в похожем случае с Эстонией. Надо сказать, что в православии это не какая-то аномалия, недавно сопричастие разрывали Румынская и Иерусалимская Церкви, а также Антиохийская и Иерусалимская, и причины были куда более прозаичны. Ситуация с Украиной намного серьезнее, противостояние может быть жестким и длительным. Московский патриархат будет стараться привлечь на свою сторону другие церкви, которые также есть чем давить, поскольку проблемы в той или иной степени есть у всех. Там все происходит очень банально и прозаично: «вы вредите нашим интересам, так мы будем вредить вашим».

Каноническое признание УПЦ КП и УАПЦ – это очень серьезное нарушение статуса-кво, сложившегося на сегодня. Хоть он – позорное явление и негативно влияет на миссию православной церкви в целом. Конечно, будет привлечен светский фактор. Раньше давление осуществлялось и через турецкую власть, поскольку Константинопольский патриархат действует в очень непростом правовом поле Турции. Это также может происходить через такие страны как Греция и Кипр, и Сербия. Рычагов на самом деле очень много.

Несмотря на это все, Константинополь может решиться на этот шаг, потому что чисто с пастырской стороны УПЦ КП и УАПЦ – это миллионы верующих, которых Москва сознательно поставила в условия изоляции и требует, чтобы все происходило лишь в том ключе, в котором она трактует ситуацию. Но эти автокефальные церкви не требуют ничего, чего бы не имели другие православные, а именно иметь собственный руководящий центр, который был бы полностью независим от центра другой поместной церкви.

Также стоит учитывать тот факт, что Московский патриархат фактически сорвал Всеправославный собор, который был очень важен для Константинополя. Раньше надежда на проведение такого собора, но полноценного, сдерживала Константинопольский патриархат от шагов в Украине. Сегодня, нет. Канонических прав у него и так хватает, он не раз вспоминал, что Украина его каноническая территория и прецеденты такого вмешательства существуют.

Если говорить о внутриукраинском контексте, то, несомненно, Москва может влиять даже на некоторых иерархов автокефальных церквей, и это уже тоже было. Ну и угрожать серьезным религиозным противостоянием вроде 90-х годов, потому что они очень хорошо понимают, что многие их прихожане, священники и даже епископы с радостью перейдут в церковь, которая будет иметь канонически признанный статус и не будет в подчинении патриархии в Москве. К этому следует быть готовыми. Ведь как показывает практика последних лет, для них сейчас чем хуже тем лучше. Они это будут подавать как подтверждение того, что в Украине «гражданская война».



Поділіться цим