Мечты Офиса президента Зеленского о монопольном парламентском большинстве партии «Слуга народа» благодаря внеочередным парламентским выборам не оправдываются. Коалицию придется составлять из двух, а может быть и из трех партий. Рейтинги неумолимы. Впрочем, остается еще резерв в виде депутатов, которых изберут по мажоритарным округам.
На бумаге расчеты действительно выглядели отлично. Высокий рейтинг кандидата в президенты Владимира Зеленского в первом туре выборов и разгромная победа с 73% «за» него же во втором туре показали невероятно высокие стартовые позиции. Понятно, что это был пик рейтинга Зеленского, после которого традиционно начинается спад. Такая картина типична для демократических государств, будь то Украина, Франция или США. Народ любит кандидата всем сердцем до выборов. Но поскольку утром жизнь чудесным образом не становится гораздо лучше, конца эпохи бедности не видно, как и конца войны, неизбежно наступает разочарование. И вот она – новая власть, которую теперь можно критиковать за все.
У Зеленского прекрасно понимали, что от высокого рейтинга президента к концу октября останется очень мало, а потому решили, не снижая скорости, идти на досрочные парламентские выборы. Чтобы успеть поймать волну. Расчет себя оправдал – президентская партия «Слуга народа» лидирует в парламентской гонке по партийным спискам. Но собрать большинство из одной партии с добавлением мажоритарщиков не выходит. Просто потому что рейтинг с 50% скатился к фактически 40%. Плюс, низкая явка избирателей в летний период может добавить неприятных сюрпризов партии без «ядерного» электората пенсионеров и сельских жителей, которые никуда не уедут в конце июля. Так что все у «Слуги народа» хорошо, но хорошо недостаточно. Остается утешать себя тем, что в октябре картина была бы еще печальнее.
С мажоритарщиками, конечно, затея выглядела откровенной авантюрой. Тоже простой расчет – пока Зеленский популярен на его фамилии и бренде «Слуга народа» можно провести по мажоритарному округу кого угодно. Даже, как шутили политтехнологи, котик или манекен от этой партии легко обойдет реального кандидата и будет иметь со старта до 30% поддержки. По действующим правилам мажоритарных выборов в один тур 30% действительно серьезная заявка на победу. Но к середине июля абстрактная поддержка партийного бренда на округах съежилась до 15% и процесс продолжается. Потому что начались встречи с избирателями, общение с журналистами, образ Зеленского в телевизоре отошел на задний план, а на переднем краю оказался живой кандидат. Часто никому не известный, ничем не прославившийся в округе, с очень невнятной и неконкретной программой.
«Зробимо їх ще раз» неплохо звучит в масштабах страны, но про ремонт дорог, больниц, школ и приоритетных для конкретного округа кандидатам сказать часто было нечего. При всем их обаянии. Характерный пример – противостояние в 45 округе Днепра представителя «СН» и местного политика Загида Краснова. Привычный избирателю Краснов постепенно перетягивает голоса на себя. Подобных примеров хватает и в Киевской области, а уж на Западной и Восточной Украине позиции местных еще прочнее. Взять мажоритарку лихим наскоком на партийном бренде с неизвестными кандидатами не получилось. О чем, собственно, давно предупреждали.
На самом деле очень здорово, что партия «Слуга народа» не получит абсолютного большинства и Верховная Рада не превратится в орган с однопартийной системой. Украинская политика при всех ее недостатках остается достаточно демократичной именно благодаря системе сдержек и противовесов. И тут поговорка «Два украинца это три гетмана» скорее наше достоинство и система самосохранения, чем слабость. Когда в руках одной политической силы сосредотачиваются пост президента (плюс главы РГА и ОГА) и большинство в парламенте, то автоматически она получает абсолютно свой Кабмин (включая главу МВД), своего Генпрокурора и главу СБУ, вообще весь контроль над правоохранительной системой и всем управлением государства.
Сколько в такой ситуации продержится свобода слова? Ну, про независимость судов тут и шутить нет смысла. То есть мы получаем что-то похожее на Партию регионов с дорогим Виктором Януковичем или КПСС периода нерушимого союза. Согласитесь, хорошего мало, а риски зашкаливают. Тем более, такая система быстро теряет обратную связь с людьми, не реагирует на критику и заканчивается все катастрофой. Сам финал очевиден, прогнозы могут расходиться исключительно по срокам и масштабам этой самой катастрофы. Виктор Федорович с Партией регионов продержался четыре года. КПСС дольше. Оба варианта не вызывают восторга. Так что провал мечты о полной власти в стране команды Зеленского и тех, кто стоит за ними не беда, а позитив.
В новом созыве Верховной Рады «Слуге народа» однозначно придется вступать в коалицию и выбор тут небольшой. Даже если пройдет не пять, а восемь партий. Оппоблок в своих обоих воплощениях однозначно отпадает – можно так спровоцировать Третий Майдан. «ЕС» Порошенко тоже не годится в партнеры, просто потому что именно на борьбе с Порошенко и его системой Зеленский стал президентом. Какие уж тут союзы. Договариваться о коалиции с «Батькивщиной» Тимошенко можно только после полной ампутации инстинкта самосохранения – опыт Ющенко и его печальный финал для всех стал хорошим уроком. Да и какие «новые лица» в политике, если коалиция с Тимошенко? Ляшко на коалицию с Зеленским не пойдет по умолчанию.
Остается «Голос» Вакарчука. Тоже новые лица. Тоже в программе европейская интеграция, проукраинская позиция и схожие ценностные ориентиры. Избиратели воспримут нормально – прямых конфликтов у Зеленского с Вакарчуком никогда не было. Так что второй партнер по коалиции определен еще до объявления результатов выборов. Что, кстати, очень даже правильно. «Голос» в коалиции станет гарантией отказа от любых вредных Украине движений в сторону компромисса с Кремлем. Другое дело, что по нынешним рейтингам партийных списков «Голоса» и «Слуги народа» для коалиции не хватает. Так что придется добирать своими и просто лояльными мажоритарщиками, если проходит Гройсман можно привлекать его «Украинскую стратегию». Остальные потенциальные партнеры выглядят гораздо токсичнее. И вероятные депутатские группы в виде «Видродження» и «Воли народа» тоже. Но 226 голосов (минимум) собирать придется, а политика – искусство компромиссов.
Кирилл Сазонов / Информатор.Деньги