Операция «преемница Меркель» потерпела досадную неудачу. Нынешняя глава партии Христианско-демократический союз Аннегрет Крамп-Карренбауэр уходит со своей должности, а также утверждает, что не будет выдвигать свою кандидатуру на пост канцлера.
Политик, которую «благословила» на поход во власть Ангела Меркель еще в конце 2018-го года, сошла с дистанции, так толком на нее и не выйдя.
Формальной причиной, конечно, стала некрасивая история с местными выборами в Тюрингии. На которых партия власти пришла к власти на сомнительном третьем месте, собственно, это было половиной проблемы. Вторая половина заключалась в том, что затем премьер-министра региона назначили при поддержке «Альтернативы для Германии», которая пришла к финишу второй – и блокироваться с которой, по негласным правилам остальных немецких партий, не принято. В результате свежеизбранный премьер ушел с поста, проработав один день, вслед за ним заявления на стол положили несколько чиновников федерального правительства. А вся история оставила пятно и на репутации Крамп-Карренбауэр.
Возможно, неудача на одних местных выборах в одной далеко не самой крупной федеральной земле для кого-то другого – хоть бы и для самой Меркель – политической катастрофой не стала бы. Но по действующей руководителю ХДС она ударила особенно сильно потому, что и без нее Крамп-Карренбауэр в партии ценили не слишком высоко.
Собственно, само ее попадание на высшую должность являлось результатом вмешательства Меркель, которая в 2018 году, когда за право управлять ХДС соревновались «гомосексуалист-католик» Йенс Шпан, ветеран политических баталий Фридрих Мерц и собственно Крамп-Карренбауэр, подтолкнула последнюю на политический Олимп. Не в последнюю очередь потому, что два других кандидата хотя и пользовались большей популярностью, но были жесткими противниками политики мультикультурализма и максимальной толерантности к мигрантам, которую всю жизнь поддерживала Меркель. Да и, по слухам, вообще считали, что «бабушке пора на пенсию».
При таких условиях Крамп-Карренбауэр не имела права на ошибку. Но она ее допустила.
Теперь ХДС оказалась, фактически, снова в 2018 году – партии предстоят долгие и непростые поиски нового лидера. Которому потом придется вести партию на общенациональные выборы при условии падения рейтингов, краха соперников-союзников из СДПГ и появления новых агрессивных конкурентов самого разнообразного спектра – от пропутинских ультраправых из «Альтернативы для Германии» и до динамических экологистов из партии «Союз 90/Зеленые», лидера которых Роберта Хабека называют «немецким Кеннеди».
Впрочем, политическая борьба в Германии – это проблема, в первую очередь, граждан этого государства. А что касается остальной Европы, то период очевидной политической нестабильности, в который вошла Германия, означает несколько не слишком приятных вещей.
Первая – и, наверное, ключевая заключается в том, что после успешного выхода Великобритании из ЕС и вхождения Берлина в зону временной внешнеполитической недееспособности, общеевропейская политическая линия будет формироваться в Париже. Где очень энергично настроены на противостояние восточноевропейскому национализму и популизму. Что, наверное, хорошо. И не менее решительно собираются налаживать диалог с Россией. Что радует куда как меньше.
Другой важный момент заключается в том, что эти самые восточноевропейские государства со склонностью к «управляемой демократии» и откровенному популизму, испытывая жесткое давление со стороны Парижа, начнут искать поддержку за океаном. Что, учитывая особенности современного внешнеполитического курса США, считать хорошей новостью, наверняка, тоже не получится.
Тарас Паньо / Depo.ua