Новость о том, что арестованные ранее по искам «Нафтогаза Украины» активы российского «Газпрома» в Англии, Уэльсе, Нидерландах и Люксембурге были разморожены, почему-то вызвала волну зрады в украинских соцсетях.
Хотя ничего неожиданного, в принципе, не случилось. Поскольку декабрьские договоренности – хорошо это или плохо – вполне открыто предусматривали отзыв требований «Нафтогаза» относительно арестов имущества российского газового гиганта. И, согласно этим соглашениям, 11 января «Нафтогаз» и «Газпром» подписали акты об отзыве требований относительно арестов акций. Что и было сделано на этой неделе.
Впрочем, тот факт, что никакой зрады, непредусмотренной открытыми частями декабрьских договоренностей, вчера не произошло, к сожалению, не дает повода говорить, что будущее украинского газового рынка выглядит слишком оптимистично. Даже несмотря на заметное снижение цен на голубое топливо. И причин у этого факта несколько.
Первой среди них, наверное, можно назвать провал программы «20/20», которая предусматривала доведение до 2020 года добычи украинского газа до отметки в 20 миллиардов кубов в год. В реальности прошлогодняя добыча даже упала и составила 15 миллиардов кубов. А на текущий год запланировано ее дальнейшее снижение. В «Нафтогазе» утверждают, что причина – в истощении месторождений и невыдачи лицензий на новые. В профильном министерстве склонны добавлять к этому списку неэффективную работу соответствующих подразделений «Нафтогаза». Впрочем, какими бы ни были реальные причины, надежда на рост доли «своего газа», похоже, исчезает.
А другой ключевой проблемой как для «Нафтогаза», который и после анбандлинга остался «играющим тренером» украинской ГТС, так и для профильного министерства и ведомств является необходимость найти мощного и авторитетного европейского посредника. Который был бы настолько мощным, что сумел бы «уговорить» «Газпром» продавать российский газ на украинско-российской границе. Этот гипотетический посредник мог бы продавать газ как Украине – заметно дешевле, чем компании, которые реально покупают газпромовский газ в Европе, а затем реверсом поставляют его нам, так и остальной Европе, используя мощности украинской ГТС. В идеале было бы очень желательно, если бы подобных посредников было несколько. Если верить исполнительному директору «Нафтогаза» Юрию Витренко, поиск подобных посредников идет очень активно. Но пока что, к сожалению, совершенно безуспешно.
Что, в общем, и не удивительно, поскольку украинский газовый рынок – это не самое простое место для «пришлых» компаний. Да и в «Газпроме» не спешат, наверное, продавать газ компании, которая не только будет продавать газ Украине по более низкой цене, но и будет конкурировать уже с самим «Газпромом» и его «потоками» в Европе, используя украинскую ГТС.
Но в случае, если подобный посредник не будет найден в ближайшие несколько месяцев, вариантов развития событий будет всего два.
Либо кто-то из украинских олигархов, близких к «газовой тематике», создаст какую-то офшорку-другую, которые будут представлены публике как «авторитетные посредники», а на самом деле окажутся более или менее удачными клонами фирташевской «РосУкрЭнерго». Подобная компания спокойно будет перекачивать газ через несколько километров пограничной полосы, жировать на украинском бюджете и будет полностью зависима от кремлевских хозяев, которые одним мановением руки будут определять, кому давать газ по низкой цене, а кому – нет. Естественно, что подобная компания станет колоссальным финансовым форпостом России внутри Украины.
Либо, в противном случае, нынешняя украинская власть, понимая, что теряет голоса своего электората, все-таки отважится и начнет прямые закупки газа у «Газпрома». Со всем, что из этого следует.
Любой из этих двух вариантов развития событий как раз и будет настоящей «зрадой».
Тарас Паньо / Depo.ua