понеділок, 25 листопада 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Поразить Путина: Какое гиперзвуковое оружие Пентагон наводит на Кремль США наряду с ядерными маломощными боеприпасами и энергетическим оружием активно работают и над гиперзвуковым оружием

Соединенные Штаты приняли вызов, брошенный президентом РФ Владимиром Путиным во время его прошлогоднего послания к Федеральному собранию, и уже даже подготовили ответ. Пресс-служба американских ВВС отчиталась об успешном испытании на авиабазе Эдвардс в Калифорнии гиперзвуковых блоков с системой воздушного запуска ARRW (Air-Launched Rapid Response Weapon), носителями которых были бомбардировщики B-52 Stratofortress. ВВС «обкатали» прототип ARRW без боевой части — испытывались сенсорные датчики с целью сбора данных об «окружающей среде», полете, воздействии ударов и вибрации «на само оружие и наружное размещение вооружения на самолете».

Контракт стоимостью $480 млн на создание ARRW между Пентагоном и Lockheed Martin был заключен в августе 2018 года, и уже в июне, как видим, Штаты приступили к испытаниям цифровой начинки. По условиям контракта, скорость ракеты AGM-183A (ARRW) должна превысить скорость звука в 20 раз и будет закончена к 2022 финансовому году. Но это не единственный контракт, касающийся разработки гиперзвукового оружия. Тогда же американские ВВС ждут от Lockheed Martin гиперзвуковую ракету Hypersonic Conventional Strike Weapon (HCSW). На нее выделено $928 млн.

Кроме того, Агентство перспективных исследовательских проектов Пентагона (DARPA) 5 марта этого года заключило с оборонной корпорацией Raytheon контракт ($63,3 млн) на разработку гиперзвукового планирующего блока Tactical Boost Glide (TBG). Плюс то же ведомство в ноябре 2018 года анонсировало создание системы ПРО Glide Breaker, способное перехватывать гиперзвуковое оружие. Так что декларируемая Кремлем неуязвимость российского гиперзвукового оружия (убедительных доказательств существования которого все еще нет) перед любой ПРО — под большим вопросом.

Однако Москва продолжает убеждать мир в том, что ее гиперзвуковое оружие — не миф. И мало того, оно, глядите, поступает на вооружение. Менее месяца назад (до испытаний в Калифорнии) командующий Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) Сергей Каракаев заявил, что на боевое дежурство в Ясненском ракетном соединении уже к концу этого года поступят модернизированные (советские еще) МБР РС-18, оснащенные новейшими «неуязвимыми» управляемыми боевыми блоками «Авангард». А через 16 дней после того, как стало известно о заключении с Raytheon контракта на создание гиперзвуковых блоков Tactical Boost Glide, CNBC со ссылкой на источники в американской разведке сообщил о переброске Россией на испытательный полигон 20 гиперзвуковых ракет «Кинжал».

Перегрев и слепота

Теперь Кремль пытается поддерживать заданный им же темп. Насколько успешно, кстати, не может знать и сам Путин, опирающийся на сводки от Сергея Шойгу. Однако просочившаяся ранее в СМИ информация от разведки США гласила, что с испытаниями тех же «Кинжалов» далеко не все гладко — они попросту падают, пролетев несколько десятков километров. Тому есть причины, обусловленные технологической сложностью создания такого вооружения.

Проблема первая — это перегрев от трения о воздух — кинетический нагрев. Взять хотя бы знаменитый американский стратегический разведчик SR-71 Blackbird, который развивал скорость чуть более 3 Махов (3,2). И при этом некоторые элементы его конструкции нагревались до 350-500 градусов. Добавить сюда еще и нагрев сопла — температура достигала 1,5 тыс. градусов. А Россия заявила 20 махов для «Авангарда» и 10 — для «Кинжала». Как в РФ борются с кинетическим нагревом, учитывая серьезное технологическое отставание от США, остается лишь догадываться, тем более что применяемое для их обшивки керамическое покрытие импортировалось из тех же Штатов.

Проблема вторая — на гиперзвуке система наведения слепнет из-за ионизации воздуха вокруг ракеты, а через плазму радиосигнал практически не проходит. То есть на этой стадии полета гиперзвуковой блок фактически неуправляем извне. Эту проблему, к слову, нужно решить и американцам, чем они, очевидно, и занимаются, исходя из сообщения пресс-службы ВВС. Благо у США есть помимо неудачного и достаточно успешный опыт создания гиперзвуковых блоков.

Например, еще в 1954 году в Штатах началась разработка гиперзвукового и суборбитального летательного аппарата X-15. Первый полет состоялся в 1959 году. Задачей X-15 было изучение особенностей полета на гиперзвуковых скоростях, входа в атмосферу и соответствующих технологий. Со своей задачей X-15 справился, обеспечив конструкторов массой полезной информации. Разработка гиперзвукового вооружения продолжилось. И в 2010 году Штаты провели первый испытательный полет гиперзвуковой крылатой ракеты X-51 Waverider производства Boeing, скорость которой достигла 5 Махов. Технологию X-51 хотят использовать для создания к середине 2020-х годов High Speed Strike Weapon (HSSW) — высокоскоростного ударного вооружения. И занятно, что еще одно гиперзвуковое чудо-оружие РФ — ракета «Циркон» — точнее, то что за нее выдается на изображениях — является ничем иным как американской X-51 (см. изображение ниже, к слову, крыло принадлежит ни разу не российскому бомбардировщику В-52).

Ракета Boeing X 51, она же ракета» «Циркон. Фото: из открытых источников

Гиперзвуковые вундерваффе

В этом-то еще одна и ценность таких вооружений, вне зависимости от того, полетят ли они вообще или нет, удастся ли конструкторам в США или России побороть высокие температуры и разобраться с проблемой плазменного щита. Гиперзвуковое оружие — это элемент пропаганды. И одновременно составляющая интенсивной гонки вооружений между США и Россией. Как, собственно, и производство ядерных боеприпасов малой мощности, разработка энергетического оружия. Что происходит на фоне ассигнования Пентагоном и Белым домом дополнительных ресурсов ведомствам, ответственным за новые разработки — Агентству по противоракетной обороне (MDA) и Агентству передовых оборонных исследовательских проектов (DARPA).

Даже сам процесс создания такого вооружения спровоцировал широкое обсуждение и говорит, во-первых, о том, что американцы достигли определенного технологического рубежа. Во-вторых, речь идет о медийной компоненте — информационном сопровождении появления продвинутого вооружения. Любому государству с серьезными амбициями нужны вундерваффе. Эта концепция, запущенная Министерством пропаганды Третьего Рейха еще в начале 1940-х, после Второй мировой войны была позаимствована многими крупными странами.

В процессе развития цифрового мира этот тип пропаганды лишь усиливался. В сети есть масса публикаций об оружии и военных технологиях. И любые из них несут в себе пропагандистский смысл. Как только специализированные материалы выходят в свет и распространяются непрофильными СМИ, они становятся пропагандой. Так же как и кадры чиновников, расхаживающих с оружием на «передке», и видео испытаний нового вооружения. Это необходимость. Часть информационной войны, жертвами которой сегодня становятся не меньше людей, чем от традиционных видов оружия.

А США, следуют признать, поднаторели в рекламе своего оружия. Фактически никто не может с ними в этом не может соперничать. Огромным подспорьем этому является мощная махина Голливуда, ведь любой блокбастер, так или иначе связанный с военной техникой, — прекрасная реклама. Взгляните хоть на серию фильмов о «трансформерах» — картины с хромым на обе ноги сюжетом, но при этом они являются невероятно зрелищным экшеном, перенасыщенным патриотизмом и различного рода продукцией американского оборонпрома. И ее от российской, в то же время, отличает высокое качество. Ни анимации, ни смонтированные видео не могут тягаться с медиаресурсами США, а в практической плоскости быть на уровне Кремлю не дает повсеместный распил бюджета и увеличивающийся технологический разрыв.


Владислав Гирман / Деловая столица
Поділіться цим