Анонсированное в Киеве министром энергетики США Риком Перри принятие законопроекта о санкциях против компаний-участниц проекта «Северный поток-2» в «не слишком отдаленном будущем» не осталось без внимания. Пресс-секретарь немецкого минэкономики заявила, что в министерстве «приняли к сведению» угрозу введения санкций в отношении проекта газопровода «Северный поток-2». И добавила, что Берлин отвергает санкции, которые имеют экстерриториальный эффект. Естественно, что никаких уточнений относительно того, как именно Берлин может «отбросить» санкции, суть и подробности которых пока остаются тайной, не прозвучало.
Хотя обоснованные предположения относительно природы предстоящих санкций уже, конечно, существуют. Речь может идти о двух основных направлениях санкционного давления – или же их сочетании. Первым – и достаточно «классическим» способом повлиять на строительство «Северного потока-2» может стать запрет на ведение бизнеса в США для тех компаний, которые участвуют или финансируют проект российского газопровода. Для европейских бизнесменов, которые трезво оценивают протекционистский потенциал руководителей своих стран, это является достаточно серьезным основанием для того, чтобы прекратить любое сотрудничество с Россией. Другой, достаточно похожей – но более селективной и точной стратегией является сенатский законопроект о санкциях против компаний, участвующих в прокладке глубоководных трубопроводов для российских энергетических проектов. Проще говоря, против всех, кто может прокладывать глубоководные газопроводы – и согласится оказать подобную услугу «Газпрому». При том под санкции в случае принятия этого законопроекта попадут не только физические и юридические лица, которые продают или арендуют корабли для прокладки газопроводов, но и те компании, что предоставляют для этих кораблей финансовую и техническую поддержку, а также страхуют их.
В случае принятия любого вида таких санкций строительство «Северного потока-2» затянется на годы, а стоимость такого строительства заметно возрастет. При том протесты, «неодобрение», или даже «решительное неприятие» со стороны немецкого правительства на действие санкций повлияет крайне слабо. Потому что Германия – не Россия. И компенсировать коммерческим компаниям вероятные потери от американских санкций из государственного бюджета Ангела Меркель, без сомнения, не решится.
И сейчас судьба скандального российского газопровода – а вместе с ней и судьба украинской газотранспортной системы – зависит не от мнения немецкого ведомства про американские санкции, или от заявлений путинского пресс-секретаря Пескова, который без устали рассказывает миру, что обещанные Вашингтоном санкции – это просто «образец нечестной конкуренции». И даже не от Ангелы Меркель, которая уверена, что «Северный поток-2» уже ничто не остановит. Все зависит от скорости работы американской законодательной и исполнительной власти, действия которой все еще могут умножить на ноль усилия Кремля.
В то время как бездействие приведет не только к тому, что украинская ГТС превратится в металлолом в течение ближайшего десятилетия. В конце концов, кого в Вашингтоне она так уж сильно интересует, та наша ГТС? Хуже – и более дальновидным следствием станет то, что причудливый русско-немецко-австрийский газовый конгломерат останется свершившимся геополитическим фактом на много-много лет вперед.
Тарас Паньо / Depo.ua