В воскресенье космический корабль известной американской компании SpaceX успешно состыковался с Международной космической станцией.
Все прошло удивительно гладко. Ракета-носитель Falcon 9 с кораблем стартовала с космодрома на мысе Канаверал в 9:49 по Киеву. Позже первая ступень успешно села на плавучую платформу в Атлантическом океане, а корабль Crew Dragon был выведен на орбиту. Даже стыковка командного модуля Crew Dragon со станцией была проведена в автоматическом режиме.
В 15-30 люк между МКС и Crew Dragon открылся, и обитатели космической станции получили доступ к 182 килограммам оборудования и провизии, а также смогли поздороваться с манекеном в комбинезоне SpaceX, который был единственным пассажиром этого космического корабля.
Почему об этом событии напишут в книгах? Причин целых две.
Первая заключается в том, что закончилась почти десятилетняя эра тотального доминирования российских пилотируемых космических кораблей. Она началась 8 июля 2011 года, когда США в последний раз запустили в космос шаттл Atlantis – после чего настали долгие годы, когда доставлять людей на орбиту могли только советские «Союзы», продукт развития инженерной и конструкторской мысли 60-х годов прошлого века, большинство поздних улучшений которого касалось главным образом вычислительной техники, а не корабля в целом.
Если Crew Dragon вернется на Землю так же удачно, как он добрался до МКС – это будет означать конец «эпохи Союзов» – последние курьезные истории с которыми недвусмысленно намекают на то, что дальнейшая их эксплуатация является откровенно опасной.
Конец этой бесславной эпохи для США будет означать, что теперь астронавты смогут летать к МКС за 60 млн долларов за одного в комфортном современном корабле, а не за 86 млн. в «космической маршрутке» советского образца.
А вот Роскосмос останется без существенного источника прибыли – ежегодно шесть «орбитальных билетов» для США приносили около полумиллиарда долларов. И если даже с этими деньгами деградация в российской космической отрасли была заметна невооруженным глазом – то после перехода на «голодный паек» ситуация вряд ли улучшится.
Зато вторая – и, наверное, гораздо более важная, чем очередные проблемы у россиян – особенность вчерашнего запуска заключается в том, что частная и коммерческая космонавтика наконец выросла. Точнее, вырастет окончательно – когда Crew Dragon доставит на МКС астронавтов, а не манекена.
Поскольку регулярная доставка людей на орбиту – это была та единственная сфера, в которой частные коммерческие компании до сих пор не брались конкурировать с государствами. Илон Маск разрушает этот барьер.
И это, наверное, самый принципиальный момент. Поскольку именно частные предприниматели, с надлежащим деловым чутьем, умением воспользоваться всеми преимуществами технологий и минимизировать расходы – только они смогут постепенно преобразовать космические полеты из факторов престижа для богатых государств, такой себе статусной штуки в повседневную и прибыльную деятельность.
И тут сравнение с Маском не выдерживает не только Россия, которая, например, вложила в ракету «Ангара» более 6 миллиардов долларов (и это не считая колоссальных средств на строительство космодрома «Восточный», откуда эти ракеты должны были стартовать – а до сих пор проведены всего два пробных запуска, и в ближайшие лет пять вряд ли что-то изменится.
Не выдерживают конкуренции с Маском и в НАСА. Где собираются, например, оценить свою миссию на Марс – с возвращением образцов грунта – в 5-6 миллиардов долларов, в то время как Маск собирается провести аналогичный полет за 600 миллионов. Обещать, конечно, это еще не совсем осуществить – но определенная тенденция все-таки прослеживается.
Но что случится, если с Crew Dragon что-то пойдет не так? На самом деле, это вряд ли остановит наступление частных компании на космос. Поскольку в ближайшие два-три месяца будет осуществлен пробный запуск другого многоразового космического корабля, на этот раз – производства Boeing, под названием CST-100 Starliner.
Движение в космос, этот «последний фронтир», после двух десятилетий позорной спячки, похоже, все же восстановился. Как говорил в свое время Циолковский, «Земля – колыбель человечества, но нельзя вечно жить в колыбели».
Тарас Паньо / Depo.ua