Суть подозрений Замане озвучил главный военный прокурор Анатолий Матиос. Генерал лично подписал директивы, согласно которым из Вооруженных cил сократили на 4646 человек больше, чем предусматривалось законом Украины «О численности Вооруженных сил Украины» на 2012-й год. Кроме того, согласно материалам дела, в период пребывания Заманы на должности начальника Генерального штаба были расформированы зенитные ракетные дивизионы, на вооружении которых находились ЗРК С-300В, а части воздушных сил ВСУ перешли в оперативное подчинение командованию военно-морских сил, в частности, тактической группе «Крым» с подчиненными воинскими частями, в том числе 204 бригада тактической авиации.
Еще одно обвинение военной прокуратуры – Замана проигнорировал поручение Минобороны от 16 января 2014-го года и собственноручно, перебирая на себя полномочия министра обороны, подписал поручение №578-С подчиненным продолжить работу по фактическому дальнейшему расформированию воздушного командования, командования воздушных сил и выведению военных частей, привлеченных к боевому дежурству по ПВО страны, с их подчинением. «Это привело к фактическому отсутствию надлежащей противовоздушной защиты, то есть несло ущерб боеготовности и боеспособности ВСУ и подрывало обороноспособность государства», – сообщил Матиос. А еще намекнул, что экс-начальник Генштаба не принимал присягу Украине. Хотя и признал – за это привлечь нельзя.
Здесь уместно напомнить, кто такой генерал-полковник Замана. В 1993 году, то есть уже после обретения независимости Украины, он закончил в Москве академию бронетанковых войск имени маршала Малиновского, однако это еще ни о чем не говорит – в военных вузах России учились многие наши военачальники. До назначения начальником Генштаба 18 февраля 2012 Замана являлся заместителем командующего Сухопутных войск по боевой подготовке. Во время Революции Достоинства отказался выполнять приказ бывшего руководства о применении войск для подавления Майдана и ушел в отставку. В феврале 2014-го Янукович назначил Заману заместителем секретаря СНБО. О его достойном поступоке общеизвестно. После побега Януковича и его ближайшего окружения, в том числе и министра обороны Павла Лебедева, поручение которого, по версии следствия Замана отказался выполнить в январе 2014-го, Верховная Рада уполномочила его временно контролировать деятельность Минобороны. Стать полноценным министром ему якобы помешал компромат против него. А уже 27 февраля в Украине был новый министр обороны – Игорь Тенюх – и Замана уволился в запас.
С тех пор он о себе напоминал нечасто. Скорее, напоминали о нем. К примеру, генерал-полковника внесли в российский санкционный список. Замана неоднократно обвинял постмайданную власть и лично Александра Турчинова, который исполнял обязанности президента до избрания Порошенко, в сдаче Крыма. В ноябре прошлого года он раскритиковал намерение президента ввести военное положение и связал его с предвыборной кампанией. Однако то, что дело против него активизировалось не тогда, а спустя три месяца, не похоже на месть генералу за языкатость.
Замане предъявили очень серьезные обвинения. Однако он считает иначе. Генерал заявил, что читать «чепуху» (то есть, текст подозрения) для него ниже достоинства. Напомним, сейчас Печерский райсуд Киева, который избирает меру пресечения экс-начальнику Генштаба, объявил перерыв в заседании до 19:00. Не факт, что заседание закончится сегодня. И далеко не факт, что суд изберет меру пресечения, которую требует прокуратура. То есть, как у нас традиционно повелось, подозреваемый может выйти под залог. Так недавно произошло с главой Херсонского облсовета Виталием Мангером: сначала его задержали, за якобы причастности данного деятеля к убийству Екатерины Гандзюк, о чем раструбили во всех медиа, по этому поводу высказались все, кто мог, теперь он на свободе и раздает интервью. Кто от этого выиграл? Похоже, что правоохранительные органы плодят информационные поводы без надобности – одна волна сменяет другую, а итог далек от ожидаемого.
Не беремся судить о вине генерала Заманы. Если у Генпрокуратуры есть доказательства, тогда остается ждать справедливого судебного приговора. Однако если она уже решила наказывать бывших военных чиновников за подрыв обороноспособности государства, то делать это лучше не точечно, чтобы у общественности не создавалось впечатление об избирательности правосудия. К примеру, дело о распродаже армейского имущества бывшими руководителями оборонного ведомства. До сих пор непонятно, на которой оно стадии, есть ли конкретные подозреваемые и когда они отправятся под суд. Однако относительно этого дела очень много пиара, который выполняет роль дымовой завесы во время предвыборной кампании. Причем – для всех…
Игорь Петренко / Depo.ua