В эфире телеканала ICTV лидер партии «Батькивщина» заявила о намерении провести референдум, на котором принять новую Конституцию Украины. «Мы собрали несколько команд беспартийных, которые понимают страну и куда ей двигаться. 109 общественных деятелей, конституционалистов собрались… Цель – в конце кампании (президентской – ред.) выйти с новой редакцией Конституции… Общество будет требовать исполнения этой Конституции и это должно быть на референдуме», – сообщила Тимошенко.
Провести его она хотела бы в те несколько месяцев, которые есть между президентскими и парламентскими выборами, то есть между апрелем и октябрем этого года. По ее замыслу, осенние выборы в парламент должны состояться по новой системе. Впрочем, эти намерения имеют очень неубедительный вид.
Во-первых, предпосылкой их реализации должна стать победа ЮВТ в борьбе за кресло главы государства. И пока что совсем не факт, что по результатам волеизъявления украинцев Юлии Владимировне будет до изменений Основного Закона. Мудрые предостерегают: «Не говори «гоп!». Добавим: и не верь в рейтинговые зарисовки отечественных социологов.
Во-вторых, тема изменения Конституции – старая и заезженная пластинка, которую лидер «Батькивщины» ставит каждый раз, когда считает, что может получить из этого политические дивиденды. Еще в 2009 году президент Леонид Кравчук сообщал, что кум российского президента Путина Виктор Медведчук «помогает БЮТ в работе над проектом изменений в Конституцию». Тогда речь шла о внесении изменений в направлении концентрации власти в государстве в руках президента. «Управлять всем должен президент или премьер, потому что пока они управляют вместе, порядка в стране не будет. Думаю, что этим центром станут парламентская коалиция и правительство», – рассказывал почти десять лет назад Кравчук.
Тогда БЮТовцы не смогли договориться с «регионалами», в результате чего тема изменения Конституции стала неактуальной. В дальнейшем она периодически возвращалась в повестку дня БЮТ и «Батькивщины». Но никаких практических шагов для ее реализации командой Тимошенко сделано не было. Очередная активизация этого вопроса имела место на форуме «Новый курс», который состоялся в июне 2018-го и дал старт избирательной кампании Юлии Тимошенко.
Сегодня она, как и ранее, настаивает на необходимости убрать из Конституции двоевластие, когда правительством руководит и премьер, и президент. Лидер рейтингов подчеркнула, что по Конституции у президента должна быть возможность брать на себя ответственность и управлять процессами, происходящими в государстве. Критики же идей Тимошенко замечают: они очень похожи на попытку узурпации власти. Как бы ее не называли – канцлерской или как-то иначе.
Какие же задачи ставит перед собой Тимошенко на этот раз, говоря об изменении Конституции через референдум? Во-первых, еще перед Новым годом Юлия Владимировна неожиданно исчезла из информационного пространства, отдав инициативу действующему президенту, который благодаря теме Томоса начал набирать рейтинговые очки, и комику Владимиру Зеленскому, который решил побороться за президентство. И вот Тимошенко возвращается. Но не удивляет электорат чем-то новым, а напоминает о своих конституционных инициативах. Очевидно, на этом вопросе (делая короткие остановки на «обнищании», тарифах и «измене») она планирует «ехать» все выборы – демонстрируя широту мышления в противовес «мелким», тактическим заявлениям конкурентов о религии, борьбе с коррупцией.
Впрочем, это не такая уж и сильная позиция, как может показаться. Аргументом №1 против инициативы по изменению Конституции на референдуме является невозможность ее реализации. Эксперты справедливо напоминают, что референдум, о котором говорит Тимошенко, противоречит действующему Основному Закону, который гласит: Конституцию нельзя менять на референдуме.
Аргумент №2. В апреле 2018 года Конституционный Суд отменил (признал неконституционным закон «О всеукраинском референдуме» образца 2012 года, внесенный «регионалами» и принятый с грубыми нарушениями. Поэтому сегодня отсутствует законодательная база для инициативы Тимошенко – по этому вопросу в правовом поле Украины образовался вакуум. Может, на данном этапе это и к лучшему: государство обезопасено от проведения манипулятивных референдумов, которые подменяют волеизъявление народа и легитимизируют властные решения через институт прямой демократии.
Принять новый закон до завершения избирательных процессов вряд ли удастся – большинство ведущих политических сил не заинтересовано в аж таком резком изменении правил игры. Инициировать подобный закон могла бы сама фракция «Батькивщины» в Верховной Раде, но почему-то этого не сделала. Даже после гипотетической победы на президентских выборах Тимошенко полгода будет работать с действующим парламентом, в котором она не имеет контрольного пакета голосов. Поэтому и в этом случае принять новый закон о референдуме у нее не получится. А, следовательно, не получится провести и сам референдум.
Аргумент №3. Не понятно, какое отношение к изменению Конституции имеет схема проведения парламентских выборов. Если речь идет о выборах Рады, по закону, с открытыми списками, то его также еще следует принять. И тут гипотетический президент Тимошенко опять же наталкивается на действующую Раду, где такая идея не имеет решающей поддержки. Попытка давления на парламент закончится конфликтом, а распустить ВР за несколько месяцев до выборов она не сможет, ибо не будет иметь оснований.
Отсюда простой вывод: иллюзии Тимошенко, в которые она верит сама и пытается убедить в них избирателей, разбиваются о три «камня» – Конституцию, закон и парламент. Убрать эти «камни» со своего пути она не сможет. Сколько бы телеэфиров ей не предоставляли олигархические телеканалы.
Игорь Петренко / Depo.ua