п'ятниця, 22 листопада 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Путин напросился на встречу с Трампом. Это победа Кремля? Однозначно – нет США не считают Россию равноправным партнером, и каждая встреча президентов двух стран эту неравноправность будет только подчеркивать

Президент России Владимир Путин на встрече в Москве с советником президента США по вопросам национальной безопасности Джоном Болтоном заявил, что хочет вновь поговорить с американским коллегой Дональдом Трампом. Потом сам Трамп сказал, что такая встреча вполне возможна 11 ноября.

Речь идет о том, что в этот день и Трамп, и Путин будут в Париже, где будет отмечаться столетие окончания Первой мировой войны. Поэтому, как минимум, где-то пересечься двум лидерам «на полях торжеств» – несложная проблема, и новая встреча Трамп-Путин, весьма вероятно, таки состоится.

Это победа Кремля? Однозначно – нет.

Американо-российские отношения уже давно и бесповоротно перестали быть равноправными. Это когда-то, во времена СССР и «холодной войны», речь шла действительно о паритете. Правда, это касалось ограниченного круга вопросов, связанных с ядерным вооружением, но большего в Кремле и не требовали. Сегодня, и этот момент надо особо подчеркнуть, США давят на Россию на всех направлениях, в том числе – в сфере стратегических военных вооружений. Заявление Трампа о намерении США разорвать американо-российский Договор о ликвидации ракет средней и малой дальности (ДРСМД) – это не только реакция на нарушения Россией. Это и часть общей стратегии США по принуждению России забыть о былой роли СССР в мировой политике, не пытаться ее вернуть нынешней России, а довольствоваться тем, что соответствует ее реальному экономическому состоянию.

Грубо говоря, Кремль должен прекратить шантажировать мир ядерной войной, для чего США должны продемонстрировать свое решительное военное преимущество, в том числе – в ядерных и ракетных вооружениях. Договор СНВ (стратегические наступательные вооружения) – основной американо-российский документ, который обеспечивает сегодня паритет в стратегических вооружениях, заканчивается в 2021 году, и до сих пор никаких шагов для его продолжения (вроде встречи экспертных групп военных обеих стран) не делается. А Трамп открыто и громко говорит о своем намерении модернизировать ядерную мощь США. Собственно, такая модернизация уже происходит, и нынешняя Россия новую «гонку вооружений» явно не выдержит.

Суть не в том, как часто, когда и где будут встречаться российский и американский президенты, и даже не в том, на какие именно темы будут разговаривать (особенно один на один), а в том, что сегодня США проводят четкую антироссийскую политику, ключевым элементом которой является подрыв возможностей Кремля вести активную, инициативную (а следовательно – агрессивную) внешнюю политику.

Например, зависимость Европы от поставок российского газа максимально используется Кремлем для политического давления на европейские страны. Газ – самый главный (если не единственный) российский аргумент, когда Кремль имеет дело с Европой. Сейчас США очень настойчиво предлагают европейцам свой сжиженный газ в качестве альтернативы российскому. Казалось бы, шансов у американцев немного, поскольку их газ существенно дороже российского. Но на самом деле американские успехи – наяву. В Европе уже построены около полутора десятков газовых терминалов, которые готовы принимать американский газ. И еще два десятка строятся или запланированы к строительству.

Британия, Испания, Италия, Нидерланды, Франция, Литва, Польша – это далеко не полный перечень стран, где уже есть или скоро будут газовые терминалы. А главное – к ним присоединяется Германия! Канцлер Ангела Меркель (информация The Wall Street Journal) на непубличной встрече с немецкими промышленниками заявила, что правительство выделит полмиллиарда евро на строительство газового терминала на побережье Германии, и он будет принимать газ именно из США. Дональд Трамп, понятное дело, сразу же выразил удовлетворение таким намерениям Меркель. Надо ли отдельно говорить, что ждет Россию, если ее доля в потреблении газа Европой резко сократится через два-три года?

Так же Россия теряет по всем направлениям. Санкции не ослабевают, а усиливаются. Американцы сделали их обязательным элементом в отношениях с Россией, поэтому о каком равноправии можно говорить? Дональд Трамп может тысячу раз быть «агентом Путина» или по каким-то причинам лично симпатизировать российскому президенту, но это не изменит стратегии США в отношении России. А она заключается в том, повторим, что США не считают Россию равноправным партнером, с которым приходится делить мир на двоих, как об этом грезят в Кремле. И каждая встреча американского и российского лидеров (как и контакты на низших уровнях) эту неравноправность будет только подчеркивать.

Другое дело, что факт каждой встречи Путина с тем или иностранным лидером (а Трамп среди них – самый первый) российская пропаганда максимально использует для утверждения и среди россиян, и среди зарубежного обывателя репутации президента России как весьма уважаемого во всем мире политика, без которого, конечно, ничего важного на этой планете не происходит. Сейчас такая репутация по понятным причинам разрушается, как говорят, прямо на глазах, и пропагандистам нужны поистине титанические усилия, чтобы как-то ее удерживать. Очевидно, что для такого дела встречи с президентом США подходят больше всего, и приходится уже Путину самому проявлять инициативу, буквально напрашиваясь на разговор с Трампом, а его советника принимать в Москве по высшему разряду (встречи со всеми высшими российскими должностными лицами, с которыми Болтон захотел поговорить). Нам важно различать реальную политику США в частности и Запада в целом относительно России и шумиху пропагандистов Кремля.


Юрий Сандул / Укринформ
Поділіться цим