середа, 24 квітня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Разворот Армении на Запад: Как долго Путин позволит Пашиняну играть в демократию Пока еще глава армянского правительства затеял глобальное политическое переформатирование страны

Никол Пашинян 16 октября, пусть и с небольшой задержкой, выполнил свое обещание подать в отставку с поста премьер-министра, который он получил благодаря улице. Решение формальное и не стало сюрпризом, однако за ним кроется трезвый расчет и далеко идущие планы. Какие? Пашинян намекнул на них ранее, когда озвучил дорожную карту проведения досрочных выборов, катализатором которых выступает его уход с поста главы правительства. По задумке уже и. о. премьера президент Армен Саркисян оперативно принимает отставку, что он уже сделал, далее парламент дважды безуспешно в течение двух недель пытается избрать нового премьера, а после Саркисян назначает внеочередные выборы в парламент. Главное, чтобы оппоненты Пашиняна из Республиканской партии Армении (РПА) и Армянской революционной федерации Дашнакцутюн (АРФД) неожиданно не попытались заполучить кресло премьера.

Хотя, судя по всему, по вопросу выборов всеми участниками переговоров достигнут консенсус. Пашинян перед своим заявлением в прямом эфире провел ряд встреч: как с соратниками из фракции «Елк» («Исход» или «Выход»), так и с АРФД, которая, во-первых, во время апрельских протестов вышла из коалиции и, во-вторых, некоторые ее представители поддержали и акции, и кандидатуру Пашиняна. О переговорах премьера с РПА отдельно не сообщалось, однако заверение Пашиняна в том, что республиканцы также не будут выдвигать кандидатов в течение предстоящих 14 дней, означает, что диалог все же имеет место.

Таким образом, все стороны согласились попытать счастья на выборах, которые должны состояться 9-10 декабря. И у каждого будет своя цель, а значит, кампания будет жаркой. У РПА, владеющей 51 мандатом в парламенте на 105 кресел, естественно, сохранить и, по возможности, увеличить преимущество. АРФД (семь депутатов), вероятно, будет исходить из обстоятельств и выберет сторону победителя. Оппозиционная фракция «Царукян» (31 мандат) – пока сложно сказать, будет ли поддерживать Пашиняна или попытается набрать вес, чтобы диктовать свои правила.

А что же сам Пашинян? На первый взгляд, его поддержка в парламенте не выглядит убедительной. По крайней мере в численном отношении. У того же «Исхода» лишь девять мандатов. Но только на первый взгляд, ведь он не планировал бы внеочередные парламентские выборы, не имея четкого видения будущей картины. Якобы рискованное решение активизировать политическую борьбу просчитано и означает, что Пашинян не намерен создавать некие новые альянсы со старой гвардией и новые альянсы в целом. Его цель – новая, прошедшая тщательный отбор, команда, которая обеспечит не только пребывание в кресле премьера, но и продолжительное политическое будущее. И, по всей видимости, такая команда у Пашиняна уже есть, просто пока она по большей части пребывает в тени.

«Исход», в состав которого входят партии «Гражданский выбор» и «Просвещенная Армения», очевидно, должны вместе взять на себя роль трех китов для выстраивания Пашиняном новой политической элиты. Он заручился их поддержкой, а также поддержкой улицы как главной политической инвестиции и базиса амбиций премьера. «Исход» и улица – предпосылки создания основы правления, схожие с украинскими в период после Революции достоинства или Оранжевой революции. С той принципиальной разницей, что для Пашиняна «любі друзі» токсичны. Потому-то он максимально дистанцируется от них, предпочитая появляться на публике либо одному, либо в компании людей, поддерживающих его сугубо политически. По ходу избирательной кампании «одиночество» будет отходить на задний план, а на передний, то есть в один ряд с Пашиняном, будут выходить авторитеты гражданского общества, намертво привязывая политика к простым армянам.

Таков рецепт новой политической элиты от Никола Пашиняна. Который, ко всему прочему, предусматривает максимально низкий уровень связи с Россией в угоду прозападному движению. Что должно послужить подтверждением либеральности и прогрессивности команды премьера. Полного разрыва с Москвой, конечно, не будет, но Пашинян постарается выглядеть в большей степени аффилированным с ЕС и США.

Свидетельства тому уже имеются. Во-первых, Пашинян неоднократно заявлял о необходимости укрепления отношений со Штатами. А накануне отставки встречался с представителем Госдепартамента США Джорджем Кентом. Во-вторых, и. о. премьера работает и над своим международным имиджем. Она заключается в том, чтобы дать понять коллегам из Европы и Северной Америки следующее: у Никола Пашиняна серьезные намерения остаться у власти надолго. Одним из проявлений такой работы стал, к примеру, прошедший в Ереване 12 октября саммит Франкофонии, на который приехали глава канадского правительства Джастин Трюдо и президент Франции Эммануэль Макрон. Мероприятие прошло в теплой дружественной атмосфере, с танцами и селфи. И, как известно, такого рода события – прекрасная площадка для укрепления контактов и достижения важных договоренностей в неформальной обстановке.

Кстати, о Франкофонии. Нельзя не обратить внимание на то, что Пашинян отсрочил объявление о своем уходе как раз из-за этого саммита, что логично – лучше присутствовать на нем в качестве премьера, а не и.о. премьера. А вот Парламентская ассамблея ОДКБ такой чести не удостоилась. Мало того, ее заседание даже было перенесено из Еревана в Москву в связи с предстоящими внеочередными выборами. Расстановка приоритетов очень показательна и подтверждает дальнейшее сближение Пашиняна с Западом.

В чем ему вполне могут подыграть и другие влиятельные персоны. Например президент Саркисян. Несмотря на то что «Исход» голосовал против его кандидатуры в парламенте, в нынешних реалиях, с учетом быстрой реакции президента на отставку, оба политика некоторое время могут быть в одной упряжке. А такой союзник станет довольно мощным усилением прозападного курса. Ведь сам по себе Саркисян – персона более чем интересная и многосторонняя. Он успешный бизнесмен, физик по образованию, был гражданином Великобритании, преподавал в Кембридже, был послом в этой стране и дружен с королевской семьей. К слову, его противники пытались использовать вопрос гражданства перед избранием президентом, однако Саркисян отбился и предъявил Пашиняну документы, согласно которым гражданином Великобритании он не является с 2011 г. Даже если оно по-прежнему у Саркисяна имеется, то Пашинян, принявший объяснения президента, в некоторой степени имитирует украинскую «грузинскую ситуацию», когда второе гражданство – европейское – не является табу. В этой нише при определенных обстоятельствах, обусловленных интенсивностью западного вектора политики Армении, вполне может оказаться российский паспорт.

Заявления же Никола Пашиняна о том, что Армения должна в большей степени ориентироваться на Евросоюз, – это сильная заявка, по крайней мере, на попытку вылезти из изоляционистской парадигмы развития. Если оценивать ситуацию в таком ключе, то названия как политобъединения Пашиняна в парламенте, так и входящие в него партии обретают новые смыслы. «Исход», «Гражданский выбор», «Просвещенная Армения» – очень символично, если Ереван на самом деле готов окончательно порвать с постсоветским лагерем.

В то же время Москва в таком случае точно не останется в стороне. И отсюда вопрос: как долго Пашиняну удастся пробыть премьером и насколько сильную команду ему удастся сколотить. Если таковой не будет или она будет недостаточно хороша в том плане, что ее представителей придется постоянно обелять, то премьер окажется в ситуации, когда ему попросту не будет на кого опереться и полностью довериться. При таком раскладе единство потенциальной провластной политсилы, да и карьеру Пашиняна при активном участии Кремля не составит труда подорвать или даже разрушить. Поэтому уже сейчас перед Николом Пашиняном стоит непростая задачи – лавировать между ЕС и Россией, приближаясь к первому в таком темпе, который не спровоцировал бы вторую.


Владислав Гирман / Деловая столица
Поділіться цим