Над шефом Пентагона навис дамоклов меч. Джеймс Мэттис надоел Дональду Трампу, как в свое время Рекс Тиллерсон и Герберт Макмастер. По крайней мере, в этом уверены более десятка собеседников The New York Times среди конгрессменов, чиновников Белого дома, действующих и бывших офицеров минобороны. Они говорят, что после промежуточных выборов Трамп отправит Мэттиса в отставку. Конфликт между ними имеет несколько уровней, к одному из которых президент США имеет косвенное отношение, но, безусловно, именно хозяин Овального кабинета окажется разыгрывающим. Остальные же заинтересованные высокопоставленные представители Белого дома просто сыграют в пас на публику.
Суть конфликта
Почему Трамп устал от генерала, столь высоко ценимого американским истеблишментом и военнослужащими? Как и Макмастер, Мэттис не склонен играть в поддавки, хотя и не столь конфликтен, как бывший советник Трампа по вопросам нацбезопасности. Недовольство же президента вызревало не один месяц по мере увеличения пропасти во взглядах с министром обороны. В частности, глава Пентагона совершенно не разделяет отношения 45-го президента к НАТО, поскольку считает Альянс одной из ключевых линий обеспечения безопасности Соединенных Штатов. Кроме того, более рациональный Мэттис отверг требование Белого дома не позволять семьям военнослужащих поехать вместе с ними в Южную Корею, поскольку полагал, что Пхеньян воспримет этот шаг как подготовку к войне. Также между президентом и министром нет согласия по иранскому вопросу – второй был против выхода из ядерного соглашения с Ираном, чего активно добивался негласный визави Мэттиса и преемник Макмастера – Джон Болтон. Советник, кстати, в этой истории играет не последнюю роль. Но о Болтоне позже.
Еще одним поводом для недовольства Трампа источники называют слова Мэттиса из книги редактора The Washington Post Бобу Вудворда «Страх: Трамп в Белом доме». Министр якобы заявил, что Трамп обладает интеллектом шестиклассника. Обидчивость президента широко известна. И не раз давала о себе знать. К примеру, в отношениях с Тиллерсоном. В совокупности с появлением на страницах NYT письма высокопоставленного чиновника, который заявил о наличии в администрации де-факто подполья, противодействующего политике Трампа, и начавшейся после этого охоты на возможного «предателя», Мэттису не позавидуешь. Не исключено, что сам президент считает автором министра обороны. Мол, Мэттис уклоняется от публичной критики Трамп, и вот таким образом отвел душу.
С другой стороны, что бы ни думал хозяин Овального кабинета, Мэттис заслужил репутацию профессионала, верного принципам. Такой вряд ли будет участвовать в подковерных играх. Он скорее выскажет все в лицо. Что, видимо, и происходило уже неоднократно. К слову, руководитель американского оборонного ведомства, опять же непублично, всячески пытается не допустить политизации Трампом вооруженных сил США. То есть стремится сохранить четкое разделение между собственно армией и политиками из Белого дома. И отчасти, как и любой глава Пентагона, берет удар на себя.
Представители американского генералитета, как правило, имеют немалый боевой опыт и отличное образование. Тот же Мэттис – выпускник Центрального университета Вашингтона и Национального военного колледжа США (входит в Национальный университет обороны США). Такого уровня генералы-вояки с научной степенью, а то и не одной, нередко становятся противниками силовых решений. Это, безусловно, отнюдь не означает, что они относятся к «голубям»-пацифистам. Просто они способны взвесить плюсы и минусы этого инструмента международных отношений – и зачастую первых оказывается больше. А близость высшего командования вооруженных сил к политическому руководству обеспечивает карьерные «перетоки» – что, собственно, и продемонстрировали и Макмастер, и Майкл Флинн, с которого, хоть и против воли Трампа, началась кадровая чехарда в его администрации, и сам Мэттис.
Как бы он ни стремился держаться исключительно в рамках своей компетенции, как глава Пентагона Мэттис стал-таки политической фигурой. Отсюда и отношение министра к Ирану, поскольку он здраво оценивает иранский военный потенциал. Отсюда же и осторожность в вопросе Корейского полуострова и учений с Южной Кореей. Да, Мэттис приказ выполнит, либо же не согласится быть новым Помпео (да и не смог бы) и сам уволится, но решение в любом случае будет обусловлено политическими мотивами.
Око за око, Паттерсон за Рикардел
И одним из таких мотивов (теперь переходим к Болтону) является усобица внутри самой администрации. Очевидно, что у Мэттиса расхождение во взглядах на тот же иранский вопрос есть не только с Трампом, но и с нынешним советником по нацбезопасности. Сюда примешивается элемент внутренней политики, имя которой – Мира Рикардел. Это заместитель Болтона и у нее с Мэттисом давняя неприязнь. После победы Трампа, членом кампании которого она была, Рикардел, работавшая в Пентагоне при Буше, как писали ранее Defense News и National Interest, добивалась поста помощника министра обороны по политическим вопросам. Очень важная должность, между прочим. Но Мэттис воспротивился. Рикардел отомстила, пользуясь своим статусом интервьюера кандидатов в переходной администрации, и не допустила назначения на привлекавший ее пост карьерного дипломата Энн Паттерсон, чью кандидатуру защищал Мэттис.
С ее приходом в администрацию, по данным СМИ, отношения Белого дома и Пентагона в значительной степени ухудшились. Рикардел в полной мере соответствует по взглядам и темпераменту Болтону и пользуется огромным уважением у откровенных трампистов из Белого дома. Поэтому с немалой долей вероятности можно говорить, что Трампу помогли невзлюбить министра обороны США.
Последствия
Если отставка Мэттиса станет реальностью, то более всего пострадает не министр, а непосредственно Трамп. Украине, кстати, переживать не стоит. Потеря такого мощного союзника в лице Мэттиса, конечно, будет неприятной, но общий вектор внешней политики Вашингтона, в том числе на российском направлении, не предполагает сдачи позиций.
А вот что до Трампа… Глава Пентагона, повторимся, пользуется огромным уважением во многих кругах. Потому-то его отставка станет серьезным ударом по рейтингу президента, в частности, среди военнослужащих, а также по уровню поддержки Трампа как кандидата в президенты в 2020 г. среди умеренных республиканцев. Не говоря уже об усилении позиций демократов даже на фоне слухов перед промежуточными выборами, на которых у них огромные шансы заполучить по меньшей мере контроль над нижней палатой, а в особенности – перед президентскими.
Не меньшее значение для избирательной кампании-2020 будет иметь и тот, кто окажется в кресле главы Пентагона в случае отставки Мэттиса. Либо это будет некто, не уступающий в лояльности нынешнему госсекретарю, что еще больше исключает наличие здорового обмена мнениями внутри администрации. Либо снова повторится история с Мэттисом, обещая новый цикл политической нестабильности и новую потерю Трампом репутационных очков.
Так или иначе, но в администрации растет напряжение. Да, президент сделал несколько верных шагов, направленных на обеспечение безопасности избирательного процесса в Штатах и противодействие внешним угрозам, включая Россию. Но вот его кадровая политика и его неуживчивость лежат на другой чаше весов. И эта чаша зачастую перевешивает, полностью или отчасти нивелируя его прочие достижения. По мере приближения к выборам остается признать, что и без того небольшая скамейка запасных Дональда Трампа становится все короче. Кимом американскому президенту не бывать, как бы он ни хотел – не позволят. А для того чтобы в полной мере выполнять свои функции и планы, ему нужны люди – не только лояльные, но и квалифицированные.
Владислав Гирман / Деловая столица