В Украине расширяется «итальянская» забастовка железнодорожников. На данный момент в ней принимают участие работники ряда локомотивных депо: «Кривой Рог» и «Синельниково» в Днепропетровской области, «Коростень» в Житомирской, «Запорожье» в Запорожской, «Кременчуг» и «Полтава» в Полтавской области, а также «Дарница» в Киеве, пишет Юрий Вишневский для Деловой столицы.
«Итальянской» она называется потому, что такой способ борьбы придумали еще в 1904 г. железнодорожники Италии. Участники «итальянской» забастовки не прекращают работу и не отказываются выполнять свои должностные обязанности, а наоборот (в том и заключается фишка), выполняют их максимально прилежно – строго в соответствии с законодательством, требованиями техники безопасности и нормативными актами своего предприятия, абсолютно не отступая от прописанных обязательств и не делая ничего сверх них.
Так как выполнение всех бюрократических процедур и соблюдение всех нормативных требований в любой стране и на любом предприятии практически невозможно, «итальянская» забастовка приводит в лучшем случае к значительному замедлению работ, в худшем – к полной остановке предприятия. Участники «итальянской» забастовки уверяют, что действуют полностью в соответствии с законом и поэтому привлечь их к ответственности по какой-либо статье законодательства нельзя.
Зачинщиком нынешней акции выступил Свободный профсоюз машинистов локомотивного депо «Кременчуг». 14 мая с 5 утра работники этого депо ходят на работу, выполняют все свои обязанности, но не выпускают на линию технически неисправные тепловозы. А таковыми являются 90% тепловозов «Укрзалізниці». Как сообщают представители профсоюза, прошлогодняя проверка депо «Кременчуг» выявила 83 нарушения техники безопасности. Локомотивы выезжали с аварийными поломками, без спецтормозов и средств пожаротушения. Запчастей нет, ремонты не проводятся в срок и т.д.
Лидер профсоюза Сергей Москалец заявил, что к акции планируют присоединиться работники других локомотивных депо в разных городах Украины. По его словам, руководство «Укрзалізниці» было давно предупреждено о возможной «итальянской» забастовке, люди были готовы начать ее еще 28 апреля, но отложили в надежде на то, что к ним прислушаются. Впрочем, цель акции отнюдь не только в том, чтобы обратить внимание руководства «Укрзалізниці» на ужасное техническое состояние подвижного состава железнодорожного транспорта. Бастующие выдвинули четыре требования: приведение подвижного состава в соответствие с техническими условиями эксплуатации; поднятие заработной платы работникам «Укрзалізниці» до европейского уровня; возвращение железнодорожникам возможности выхода на пенсию по выслуге лет; отставка правления «Укрзалізниці».
Москалец утверждает, что акция бессрочная и будет длиться, пока на переговоры не придут представители «Укрзалізниці». «Мы ждем реакции руководства «Укрзалізниці». Посмотрите – весь Кривбасс стоит», – сказал глава профсоюза. Действительно, в первый же день «итальянской» забастовки, 14 мая, к ней присоединились работники локомотивного депо «Кривой Рог». Они не выпустили на линию ни один локомотив. Железнодорожники объяснили это тем, что состояние техники не соответствует инструкциям, по которым они работают. Как результат – нарушено регулярное движение поездов на ряде участков, что привело к опозданиям пассажирских и пригородных поездов.
16 мая Москалец сообщил, что «итальянская» забастовка в депо «Кременчуг» продолжается: «Работаем четко по инструкции. Описываем неисправности тепловозов и на основе этого не выпускаем их». Он подтвердил, что в акции принимают участие и работники ряда других локомотивных депо, в т. ч. «Кривой Рог». В связи с этим лидер профсоюза подчеркнул, что возник риск остановки металлургических предприятий Кривбасса, но несмотря на это, никаких переговоров с железнодорожниками руководство «Укрзалізниці» не проводило.
В тот же день, 16 мая, к акции протеста железнодорожников «Укрзалізниці» присоединился коллектив железнодорожного цеха ПАО «АрселорМиттал Кривой Рог» (3-я и 4-я смены). «Озвучены основные требования рабочих – повышение заработной платы до европейского уровня в 1000 евро и обеспечение соответствия всего подвижного состава стандартам по охране труда. Машинисты тепловозов, их помощники и составители поездов отказались выходить на линию, чем поставили под угрозу работу всего комбината», – сообщила пресс-служба предприятия.
По ее информации, на предприятии парализована вся технологическая цепочка. Полностью остановлены подразделения горного департамента, агломерационные цеха, все доменные печи, кроме шестой, сталеплавильный и прокатный переделы.
«Такие внеплановые сбои в работе производственных агрегатов крайне негативно сказываются на функционировании газотранспортной системы. Есть реальная угроза взрывов газопроводов вследствие перепадов давления, что может привести к техногенной катастрофе в масштабах не только комбината, но и города», – подчеркнула пресс-служба.
Она посетовала, что «данная акция не была анонсирована и согласована заранее с руководством ПАО «АрселорМиттал Кривой Рог», поэтому предприятие не имело возможности заранее внести коррективы в производственный процесс», и заявила, что «такая забастовка незаконна». Правда, к чести руководства комбината стоит отметить, что оно сразу же пошло на диалог с бастующими, провело ряд встреч с коллективом для обсуждения требований, выдвинутых железнодорожниками, и создало комиссию, которая приступила к обследованию локомотивов на предмет их соответствия требованиям охраны труда.
«Нарушения, выявленные в ходе осмотров, будут устраняться по возможности на месте, силами специалистов предприятия. Несмотря на это, железнодорожники пока не приступают к работе, переговоры об уровне зарплаты продолжаются», – констатировала пресс-служба.
В то же время, по сообщениям местных СМИ, 17 мая администрация предприятия подала в полицию Кривого Рога заявление о том, что на предприятии идет несанкционированная забастовка, которая «влечет за собой остановку некоторых производственных процессов, что может быть опасно для жизни других работников предприятия». В заявлении содержится просьба установить виновных лиц и привлечь их к уголовной ответственности. К слову, в Кременчуге еще 15 мая полиция открыла уголовное производство по факту блокирования железнодорожной колеи в локомотивном депо.
Таким образом, возможно развитие событий по силовому сценарию. Однако, если начнутся аресты участников и организаторов забастовки, это чревато эскалацией противостояния. На железнодорожном транспорте машинисты поездов – это незаменимая профессия. Не выйдут на работу машинисты – остановится весь железнодорожный транспорт, а заменить их некем, людей с улицы водить поезда не посадишь. Иными словами, машинисты – это одна из немногих профессий, которые способны диктовать. И с ними лучше все-таки вести переговоры, а не вступать в жесткий клинч, который может парализовать всю экономику.
В этой связи следует признать крупный провал руководства «Укрзалізниці» и Министерства инфраструктуры в работе с профсоюзами. Судя по всему, они привыкли полагаться на диалог с крупнейшим отраслевым профобъединением – Профсоюзом железнодорожников и транспортных строителей Украины – и игнорировать конкурирующие с ним свободные профсоюзы. Кстати, 16 мая совет упомянутого профсоюза заявил, что он не поддерживает «итальянскую» забастовку, объявленную Свободным профсоюзом машинистов локомотивного депо «Кременчуг», и что «любые деструктивные попытки блокирования перевозного процесса неприемлемы».
Конечно, с таким покладистым партнером приятней иметь дело. Но именно игнорирование свободных профсоюзов стимулирует их организовывать акции, которые принудили бы руководство отрасли к диалогу. В том же депо «Кременчуг» Свободный профсоюз машинистов уже проводил «итальянскую» забастовку 20 июня прошлого года. Та акция не вышла за локальные масштабы, но сейчас, как видим, все по-другому. Забастовка распространилась на Кривбасс, в результате только за ее первые три дня металлургические предприятия не смогли отгрузить более 60 т продукции стоимостью более $5 млн. «Если так будет продолжаться, то мы будем вынуждены рассматривать сокращение производства. Этого очень бы не хотелось. Насколько я знаю, часть политических сил хочет это использовать в своих целях. И этого нельзя допустить», – заявил президент объединения предприятий «Укрметаллургпром» Александр Каленков.
Действительно, есть желающие погреть руки на акции протеста машинистов — если не в финансовом, то в политическом смысле, а может, и в обоих сразу. Еще с апреля активное участие в подготовке этой акции принимал народный депутат Сергей Каплин, который исполняет обязанности главы парламентского комитета по вопросам социальной политики, занятости и пенсионного обеспечения, а также возглавляет Социал-демократическую партию (бывшую Партию простых людей). 26 апреля он сообщил: «Люди обратились ко мне как к главе комитета и их представителю в парламенте, чтобы мы создали рабочую группу и разобрались с их проблемами». Каплин подчеркивает, что это не забастовка, а работа в строгом соответствии с инструкциями. 16 мая он рассказал: «Мы уже создали штаб, в который вошли профсоюзные лидеры из всех депо, которые работают по инструкции. С нами член транспортного комитета Александр Сугоняко». Народный депутат Александр Сугоняко присоединился к партии Каплина еще в августе 2015 г., является заместителем Каплина на посту партийного лидера.
Также просматривается прямой интерес к этой акции со стороны главы парламентского комитета по вопросам транспорта Ярослава Дубневича. Раньше он и его брат Богдан имели большое влияние на «Укрзалізницю», но в последнее время отодвинуты от нее и потому активно критикуют ее руководство. В частности, 15 мая Ярослав Дубневич пространно рассказал, что главная проблема «Укрзалізниці» заключается в неэффективном управлении, из-за которого предприятие «с угрожающей целенаправленностью движется назад». Напомним, что одно из главных требований «итальянской» забастовки железнодорожников – отставка правления «Укрзалізниці». Можно ожидать, что на ближайших выборах братья Дубневичи будут в команде Юлии Тимошенко.
«Итальянская» забастовка может охватить и представителей других профессий. По словам заместителя председателя первичной организации Независимого профсоюза горняков Украины (НПГУ) на ПАО «АрселорМиттал Кривой Рог» Николая Морякова, между администрацией предприятия и трудовым коллективом была достигнута договоренность продолжить процедуры примирения. «Если же и на этот раз руководство предприятия не согласится на выполнение наших законных требований, профсоюзы созовут конференцию трудового коллектива и примут решение о полной забастовке. Не приступим к работе, пока владелец не устранит угрозу для жизни на рабочих местах и далее по списку», – сказал Моряков.
Свободный профсоюз машинистов локомотивного депо «Кременчуг» является членской организацией Свободного профсоюза железнодорожников Украины, который вместе с НПГУ является соучредителем Конфедерации свободных профсоюзов Украины. Председателем этой конфедерации и лидером НПГУ является Михаил Волынец, который три созыва парламента, с 2002-го по 2012 г., был народным депутатом Украины от Блока Юлии Тимошенко. Сейчас как раз то время, когда профсоюзы могут стараться усилить свое влияние не только в экономике, но и в политике.
У власти в теперешней ситуации есть три выхода. Плохой выход заключается в том, чтобы срочно пойти на переговоры с организаторами «итальянской» забастовки и постараться достичь с ними компромисса. Естественно, для этого придется пойти на какие-то уступки, прежде всего – повысить зарплату машинистам «Укрзалізниці». Но убытки от этого будут, судя по всему, меньше, чем если акция будет продолжаться и расширяться, постепенно парализуя железнодорожный транспорт. Поэтому просто ничего не делать и игнорировать акцию железнодорожников – это более плохой выход. Но самый плохой выход для власти – это попытаться придушить «итальянскую» забастовку силовым методом. За арестованных работников одного депо могут вступиться машинисты по всей Украине, а также работники других профессий и отраслей. Пожар, как известно, легче всего гасить, пока он еще не разгорелся. А силовой метод в данном случае аналогичен попытке гасить пожар бензином.
Сейчас действительно есть очень много желающих, чтобы события развивались именно по наихудшему сценарию. И чтобы власть сама себе создала перед выборами огромную проблему, из которой уже не будет выхода.