На протяжении последних суток количество заявлений относительно будущего «Северного потока-2», которые при том противоречат друг другу, кажется, бьет все рекорды. Все началось с того, что вчера министр энергетики России Александр Новак сообщил журналистам, что поставки российского газа в Европу через «Северный поток-2» могут начаться не просто в ближайшие месяцы, а, вероятно, даже до конца 2019 года. Впрочем, уже через несколько часов российский вице-премьер Дмитрий Козак несколько скорректировал коллегу, и сообщил, что новый газопровод начнет функционировать «в середине следующего года».
Вторая дата, на самом деле, является достаточно реалистичной. Поскольку, получив долгожданное разрешение Дании, через неделю Nord Stream 2 AG сможет приступить к прокладке 147-километрового участка газопровода на юго-восток от острова Борнхольм. Уложить полторы сотни километров трубы за 30 дней – при том, что скорость укладки на других участках составляла около 2 километров в сутки – смогут разве что какие-то отчаянные стахановцы.
То есть стахановцев, возможно, на России и нашли бы. Беда только, что технологией прокладки труб по морскому дну Россия не обладает и должного оборудования для этого, конечно, также не имеет. Поэтому все пойдет, как и шло – а возможно, даже несколько медленнее, принимая во внимание период зимних штормов в месте событий.
С другой стороны, период до июня следующего года дает достаточно времени для завершения строительства газопровода.
На этом фоне довольно странно выглядит широко цитируемое в СМИ заявление сенатора-республиканца Теда Круза. Который утверждает, что администрация президента США может «одним взмахом руки» остановить строительство газопровода. По мнению Круза, Конгресс может принять законопроект о санкциях, или администрация президента США просто использует свои полномочия в рамках CAATSA (закон «О противодействии противникам Америки с помощью санкций), чтобы остановить строительство «Северного потока-2». Хотя и оптимистичный Круз признает, что «возможность успеть это сделать стремительно сокращается».
В этом месте возникает резонный вопрос – всерьез ли американские законодатели собираются вводить санкции против компаний, строящих газопровод, или все сказанное – не более, чем игра на измученных нервах европейских бизнесменов. От ответа не в последнюю очередь зависит не только профит европейских газовых гигантов, но и будущее украинской ГТС.
Но сказать что-то обнадеживающее по этому поводу, увы, не получается. Поскольку заявления Теда Круза имеют гораздо больше отношения к внутрипартийной борьбе в рядах американских республиканцев, чем к реальным решениям хоть администрации Трампа, хоть Конгресса США. История отношений этого политика с действующим президентом США весьма непростая – достаточно сказать, что он также был довольно успешным кандидатом в 2016 году, и выступал тогда с резкой критикой Трампа. Не исключено, что Круз готовится бросить вызов нынешнему хозяину Белого дома и на следующих выборах.
В подобной ситуации возможность попасть в новости, заявив о необходимости противодействовать «Северному потоку-2» – это разумный шаг. Который Круз делает с удивительной последовательностью. В частности, в предыдущий раз о «вероятных санкциях против российского газопровода» он говорил 3 сентября. Казалось бы, два с половиной месяца – вполне достаточный срок, чтобы их реализовать. Впрочем, как видим, не сложилось. А вот заявление прозвучало снова. И когда в США дойдет дело до выборов – можно не сомневаться, что Тед Круз обязательно напомнит, что Дональд Трамп мог остановить строительство «Северного потока-2», и сенатор ему неоднократно об этом напоминал – но Трамп так ничего и не сделал.
Впрочем, все эти исконно американские политические моменты имеют мало отношения к нашей геополитически-газовой реальности. И надеяться на лучшее с «Северным потоком-2» украинцы, конечно, могут. Но пока следует готовиться к худшему.
Тарас Паньо / Depo.ua