Неудачное испытание некоего «ядерного» объекта в Северодвинске, которым вполне мог оказаться двигатель, наглядно и ярко показало уровень надежности и продуманности российских проектов. Между тем, если инцидент с ракетой с ядерным двигателем перестал будоражить умы экологов и экспертов, то сообщение о том, что Минобороны РФ планирует приступить к летным испытаниям межконтинентальных баллистических ракет РС-28 «Сармат» с 2020 года, заставило всех разом вновь насторожиться.
Согласно опубликованной на этой неделе в СМИ информации, в 2020 году будет проведено минимум два (максимум пять) испытания МБР «Сармат» с массогабаритным макетом боевой части. Пуск будет произведен с космодрома «Плесецк» по полигону Кура на Камчатке.
В принципе, с одной стороны, МБР это не эфемерный болид с ядерным двигателем, который оставляет за собой радиоактивный шлейф, даже будучи работающим без сбоев и ЧП. Между тем, как бы это странно ни звучало, но именно РС-28 куда более опасный, нежели пресловутый «Буревестник», и вот, почему.
В то время как ракета с ядерным двигателем является уникальной и крайне дорогой во всех отношениях игрушкой для седовласого генералитета, то «Сармат» к таковым не относится, и его куда проще запустить в серию. Причем вне зависимости от успешности испытаний, что и является главной опасностью не столько для потенциальных антагонистов РФ, сколько для самих же россиян.
Дело в том, что Россия сейчас яро и неистово позиционирует себя как сверхдержаву, отличительной чертой величия которой является оружие, «не имеющее аналогов в мире». В первую очередь речь идет о ракетном оружии, способном нести ядерные боезаряды. И к таковым относится в частности комплекс «Авангард».
Напомню, что в начале этого года российский так называемый «военный эксперт» Алексей Леонков высказался о том, что для полного уничтожения всего населения США достаточно будет 10 межконтинентальных баллистических ракет РС-28 «Сармат». Это человеконенавистническое заявление псевдо-эксперта растиражировали практически все СМИ РФ. Между тем, оно ярко демонстрировало не только бредовость и аморальность российской пропаганды, но и то, насколько эта самая пропаганда нуждается в супер-оружии, которого будут бояться все, и которым будут грозить всем.
И не мудрено, ведь этого супер-оружия, которым пытаются грозить и грозят, всё нет и нет. В частности, бросковые испытания того же «Сармата», намеченные на 2016-й год, удалось провести лишь в 2018-м. Первые летные испытания, как мы уже знаем, будут проведены лишь в 2020-м. А между тем, неуязвимый и «не имеющий аналогов в мире» комплекс «Авангард» должен был устанавливаться именно на «Сарматах».
Тем не менее, комплекс «Авангард», из-а отсутствия «Сарматов», до 2027 года будет устанавливаться на старых советских МБР УР-100Н УТТХ, не выпускаемых с 1985 года. И это не опция, это факт, подтверждённый планом поставок «Авангардов» в войска с 2019 по 2027 года в количестве 12 единиц.
Фактически Россия подтверждает свою репутацию несостоятельного планирования. Ни один вид вооружений ещё ни разу не прошел испытаний, либо был поставлен в войска вовремя. Срыв сроков – это кредо современного ВПК РФ. Но именно эти горящие сроки и могут способствовать поставке в войска МБР «Сармат» с игнорированием целого ряда проблем ракеты. Например, её прочностных характеристик, не соответствующих требованиям, на что, похоже, уже закрыли глаза.
Кто-то парирует: «Это бред! Ракету не примут на вооружение с игнорированием проблем при испытаниях!» На, что я отвечу коротко: «Разве?»
Напомню недавнюю историю с головным фрегатом проекта 22350 «Адмирал Горшков», который после 12 лет строительства был наспех принят в состав ВМФ РФ, с не функционирующей ЗРК «Полимент Редут». По сути, доведение до ума и продолжение испытаний комплекса проводились уже на действующем фрегате. И всё это ради красивых дат, сроков, пропаганды.
А потому, МБР «Сармат» и вправду должны вызывать опасения. Причем, в немалой степени, а возможно и в большей, у самих же россиян. Ведь гарантировать надежность этих ракет, после прохождения испытаний и принятия на вооружение, я бы никому не рекомендовал.
Александр Коваленко / Live Journal