Все последние дни Америку сотрясает мощный скандал на тему расизма. Инициатором, как обычно, оказался президент страны Дональд Трамп. Хотя вообще-то эта история начиналась без него.
Внутри оппозиционной «Демократической партии США» есть группа людей, выступающих за проведение левой, социал-демократической политики, будто бы шведской.
Ее представителями в парламенте являются четыре молодые, но уже известные конгрессменки: Александрия Оказио-Кортес из Нью-Йорка; Рашида Тлаиб из Мичигана; Айанна Прессли из Массачусетса; Ильхан Омар из Миннесоты.
Эту четверку в Вашингтоне принято называть Squad. Можно перевести как «Банда» или «Бригада» (в хорошем, не уголовном, смысле).
В последние месяцы они то и дело вступали в перепалки с лидерами своей партии, обвиняя их в слишком мягком и толерантном отношении к политике Дональда Трампа. Кроме того, они постоянно требуют объявить президенту импичмент.
Но остальные демократы в Конгрессе не хотят импичмента, так как боятся проиграть это сражение республиканцам. Кроме того, они выступают за диалог, а не за конфронтацию с Белым домом. Лидер обычных демократов – спикер Нэнси Пелоси постоянно ругает молодую и дерзкую «банду», что и вызывает конфликты между ними.
До последнего времени эта история интересовала только демократов и была их внутренним делом. Но 15 июня в конфликт решил вмешаться президент.
Он написал в своем Twitter, что молодые и прогрессивные конгрессменки приехали из стран, где царят жуткие, коррумпированные режимы. Поэтому, если им не нравится в США, они могут возвращаться домой, а не поучать американцев, как им жить.
Практически все американцы узнали эти слова. Это ровно то, что часто говорят расисты, которых не устраивают соседи с другим цветом кожи. Речь Трампа можно перевести примерно так: «Вы кто такие вообще? Валите туда, откуда приехали».
Все четыре женщины, которых он не назвал по имени, по американским понятиям, не являются белыми, они – цветные. Тлаиб –палестинка, Оказио-Кортес – пуэрториканка, Прессли – чернокожая, а Омар – сомалийка.
При этом все четверо гражданки США, и только последняя – Омар – в детстве приехала из Сомали. Три остальные, как и Трамп, родились и выросли в Америке. То есть они никакие не понаехавшие, им даже некуда возвращаться. Трамп просто указал на то, что они – цветные и менее ценные американцы, чем белые люди. Это, в общем, и есть самый настоящий расизм.
Для политкорректной Америки такие заявления со стороны главы государства – что-то немыслимое. Расизм там есть, но он глубоко спрятан, никто его сейчас не афиширует, его стыдятся. Это просто неприлично – как справлять нужду на улицу или рыгать за столом.
Слова Трампа осудили многие лидеры западных стран, все политики-демократы и даже некоторые республиканцы. Но большинство однопартийцев либо высказались в его поддержку, либо промолчали.
И вот тут надо сделать одно важное замечание. При Трампе «Республиканская партия США» из респектабельного клуба богатых и солидных консерваторов превращается в сборище популистов, расистов, люмпенов, сторонников теорий заговора, любителей авторитарных режимов, сильной руки и Владимира Путина.
Избиратель Трампа становится все больше похож на избирателя Маттео Сальвини в Италии, Марин ле Пен во Франции или Виктора Орбана в Венгрии. Всех их объединяет ненависть к иммигрантам, вера в сильного лидера и ненависть к либерализму.
Очень печально, что США быстро теряют звание «лидера свободного мира». Теперь таким лидером, наверное, можно назвать Германию. Зато американский президент ясно дал понять, как именно он будет пытаться переизбраться на свой пост в 2020 году. Он станет взывать к самым темным и жутким инстинктам своих сограждан.
Сейчас он делает очень важную (для него) часть работы – он разрешает своим сторонникам отбросить в сторону культуру и даже человеческую мораль. Он им говорит:
Не стесняйтесь быть такими, какими вы хотите! Ненависть к другим, непохожим людям – это хорошо!
Я думаю, что это весьма опасная позиция, которая может завести США в какую-то совсем неприятную историю. Мобилизация необразованных бедных людей и рабочего класса под такими лозунгами проходит легко. Но вот заканчивается она всегда очень тяжело и очень печально.
Иван Яковина / Новое время