За шумовой завесой, поднявшейся после объявленного Владимиром Зеленским намерения поучаствовать в президентской гонке совсем затерялись второстепенные детали, сопровождавшие его талантливо поставленный номер. К примеру: куда и почему исчезла с радаров Юлия Владимировна Тимошенко – где она, как встретила Новый год и чем еще задумала осчастливить украинцев? И как сложатся ее отношения с Зеленским в ходе предвыборной кампании?
Разве Юлия Владимировна уже не интересна? Хотя – и это надо признать, Зеленский, несомненно, куда более талантливый шоумен, нежели она. Ведь так?
Или вот еще подробность: насколько технично был поставлен выход Зеленского на электоральную сцену. Понятно, что будучи профессионалом он сделал это по всем законам эстрадного жанра. Сначала обширное интервью Гордону, сопровождаемое декларацией о намерениях – мол желаю, чтобы все – спасибо, конечно, Владимир, и Вам того же желаем – и, чтобы за все хорошее и против всего плохого. Но, главное, конечно, за мир с Россией и лично с Путиным. Затем, следующим шагом – легкий эпатаж на Новый год, с явной претензией посоперничать с обращением действующего президента. И после этого, на предсказуемой волне не очень серьезного, но явного скандала – разбег и взлет – и, как писал некогда Аркадий Аверченко, «все заверте…».
Конечно, шоумен, манипулирующий эмоциями зрительного зала – это нормально, и даже хорошо, поскольку шоумен и должен делать то, за что ему, собственно, платят. Но кандидат-манипулятор, способный – нет, я даже не говорю «стремящийся», а просто способный, и проявляющий эту способность явно – заставить избирателей голосовать на волне эмоций после очередной удачной репризы – это уже не совсем нормально и не очень хорошо. Потому, что выбор президента – серьезное гражданское действие, и превращать его в балаган неуместно, да и опасно.
Если же вспомнить о том, что за Зеленским и Тимошенко стоит один и тот же человек: олигарх Игорь Коломойский, ныне нашедший приют заграницей, но желающий вернуться в Украину, то ситуация становится похожей на игру в наперстки.
Причем, опять же, в самой игре в наперстки нет ничего плохого, если только вы отдаете себе отчет в том, что это надувательство, и вас неизбежно обманут, и четко определили сумму, которую готовы проиграть, пощекотав себе нервы. Главное же при этом – не потерять голову, и не начать играть «на все», а вовремя выйти из игры. Особенно важно сделать это в том случае, если вам дают понемногу выигрывать, рассчитывая поймать вас на эмоциональном всплеске. И еще: когда вы следите за наперстками, пытаясь угадать, под каким из них находится шарик, нужно не упускать из виду ощущений в районе ваших карманов, которые могут обчистить именно в этот момент.
Что же касается шарика, то наперсточник вас все равно обыграет, поскольку он профи, а вы – любитель. Выиграть у него вы сможете тогда, когда он сам этого захочет, чтобы подогреть ваш азарт.
Спроецируем эту очевидную ситуацию на два наших наперстка: на одном из которых написано «Владимир Зеленский», на другом – «Юлия Тимошенко». Есть еще и третий, на нем написано «Юрий Бойко», но им пока особо не играют.
Играет же ими, всеми тремя, один человек – уже упомянутый Игорь Коломойский. Принято думать, что его устроит любой президент, кроме Петра Порошенко – но так ли это? И если даже это так, то зачем он вводит в игру Зеленского?
Дело в том, что любая игра несколькими кандидатами всегда сводится к делению электората: предполагается, что несколько кандидатов смогут охватить максимальный электоральный объем уведя его у основного противника – в данном случае, у Порошенко. Использование «технических кандидатов» именно к этому и сводится.
Далее, очевидно, что главное противостояние на грядущих выборах развернется по линии «играть в наперстки на президента – не играть в наперстки на президента». Или, переходя к конкретике, либо выбирать, какой из кандидатов пообещает больше – либо спокойно голосовать за второй срок действующего Петра Порошенко, как президента, успешного в той мере, в какой это вообще возможно в наших условиях.
В пользу Порошенко есть весомых несколько доводов. Во-первых, он не капитулировал перед Россией. В то же время, среди кандидатов, намеренных конкурировать с ним, подозрительно много лиц, смахивающих на московские консервы. Во всяком случае, Зеленский, с его готовностью немедленно замириться с Путиным, что означает капитуляцию Украины на условиях Кремля, очень сильно на такую «консерву» похож. Что же касается Юлии Владимировны, намеренной разрушить Минский формат, на котором, собственно, и висят все антироссийские санкции, и заменить его абсолютно бесперспективными переговорами на базе Будапештского меморандума, а также обещающей избирателям снизить вдвое цены на газ, то тут представления излишни. Кто же не знает нашу старую патриотку, Юлию Владимировну Тимошенко? Кто не помнит ее заслуги на газовых переговорах в Москве – где она тоже изящно сменила формат ценообразования, как сейчас собирается сменить Минский.
Поскольку заслуги Тимошенко в области наращивания внешнего долга помнят, вероятно, уже не все – напомню, для справки: правительства Тимошенко и Азарова совместно взяли 75% всех кредитов, которые когда-либо брала Украина. А именно, Тимошенко увеличила долги страны $24 млрд., Азаров – на $33 млрд. Причем. оба они брали кредиты под очень высокие проценты.
Что же касается экономической программы Тимошенко – то она, даже при частичном исполнении ею своих предвыборных обещаний, твердо гарантирует Украине экономическую катастрофу по венесуэльскому образцу – и это подробно разобрал у себя в ФБ экономист Сергей Фурса.
Иными словами, и Юлия Тимошенко, и Владимир Зеленский, будучи посажены в кресло президента, гарантирует нашу капитуляцию перед Россией. Разница только в том, что капитуляция Тимошенко будет не явной, как в случае с Зеленским, а скрытой, по результатам полного развала санкционных механизмов и украинской экономики. Естественно, с последующей зачисткой Украины кремлевскими спецслужбами и подготовкой ее поглощения Россией, чего не удалось при Януковиче. На условиях де-факто сдачи независимости нам могут даже вернуть Крым – вот только зачем он нам тогда?
Во-вторых, во время войны – а сейчас мы воюем и за независимость Украины, и за физическое выживание украинской нации, хотя война официально и не объявлена, – менять, без самой крайней на то необходимости Верховного главнокомандующего не следует. Тем более, что предлагаемые замены, повторяю, крайне сомнительны, а нынешний Главком худо-бедно справляется. То, что он справляется хуже, чем мы бы того хотели, тоже объяснимо. Тут все очевидно: у него, в масштабе Украины, просто нет других рук и голов кроме наших с вами. А мы – опять же, в массе и в среднем – далеко не самые идеальные украинцы, ровно в той же степени в какой и он не идеальный президент. Среди нас много вообще не-украинцев по духу, по сути же – антиукраинцев, малороссов, к которым и апеллирует напрямую Зеленский обещая им мир ценой превращения Украины в Малороссию. И то, что значительная часть ресурсов Украины находится сегодня в руках региональных баронов, на что тоже любят пенять Порошенко – не его вина, а следствие того, как мы вели себя на предыдущих выборах. Как бы мы себя не вели в деталях, в целом мы были недостаточно активны, чтобы воспрепятствовать приходу в Раду, и на Банковую малороссийских кандидатов. Со всеми неприятными последствиями этого.
Одним словом, украинцам не стоит, пожалуй, играть в электоральные наперстки – а лучше голосовать за Петра Порошенко. Элементарный трезвый расчет говорит об этом.
А вот голоса не-украинцев – пророссийской ваты и равнодушных малороссов, а также недалеких борцов «замирлюбойценой» оказываются растянуты между Зеленским и Тимошенко. Потому, что избиратели Тимошенко так же падки на внешние эффекты и звонкие обещания, как и избиратели Зеленского. Иными словами, появление Зеленского объективно ослабляет позиции Тимошенко, поскольку их электоральные сектора сильно пересекаются. И, разумеется, позиции оппо-Бойко Зеленский, с его мышебратским миролюбием, тоже ослабляет, перетягивая к себе часть его избирателей.
Можно конечно порадоваться этому факту. Появление Зеленского действительно усиливает позиции Петра Порошенко, по крайней мере, в первом туре, дополнительно дробя и разрывая на куски заведомо чужой для него электорат, склейка же таких фрагментов в следующем туре всегда проблематична и не очень эффективна. Но есть ли повод радоваться? Не тот ли это случай, когда перед нами двигают наперстки, отвлекая наше внимание от того, что происходит у нас за спиной? Неужели Коломойский вводя в игру Зеленского не просчитал такие очевидные вещи? И, к слову, Коломойскому явно не нужна сдача в Россию. Он ничего – или почти ничего – не выгадает от этого.
Разумеется, Коломойский все эти вещи просчитал. А вот просчитываем ли мы его игру?
Первый вопрос: так ли плох для Коломойского действующий президент? Нет, конечно, он для него достаточно плох, но…. Будет ли лучше для него тот, кто может прийти на его место? Будет ли лучше для Коломойского президент Зеленский? Едва ли. И даже если бы Зеленский – представим себе такую фантастическую ситуацию – вдруг победил бы, это означало бы катастрофу для Украины. Отсылки на Рональда Рейгана который «тоже был актером» и других политиков, вышедших из актерской среды, тут не сработают. Никто из них не прыгал со сцены сразу в президентское кресло. Тот же Рейган до избрания президентом США успел наработать огромный, в несколько десятилетий опыт на нижних этажах американской политики.
Бойко? Нереально. За такую откровенную сдачу России большинство украинцев не проголосует. Тимошенко? Теоретически не исключено… но… Учитывая личностные качества Юлии Владимировны, союз с ней после наделения ее президентскими полномочиями, будет слишком уж похож на купание с голодным крокодилом в тесной ванне. Плюс, опять-таки неизбежность экономической катастрофы, поскольку рулит страной в очень сложной ситуации, и давать популистские обещания – вещи разные.
Иными словами, ни одна из «его» кандидатур в президентском кресле Коломойскому не нужна. А «не его» – тем более не нужны. Коломойского, как это ни парадоксально, более всего устроил бы второй срок Петра Порошенко – именно в силу его предсказуемости. Во всех смыслах предсказуемости, включая и неизбежный уход после второго срока – тут ведь не Россия, где президент может сидеть пожизненно.
За что же борется Коломойский играя своими тремя наперстками? За Верховную Раду! И вот тут его игра становится понятной. В Раде он сможет играть, и играть успешно, и Тимошенко, и Зеленским. Притом, он сможет играть ими одновременно, создавая хаос и законодательный паралич, и получая козыри для подковерного торга.
Иными словами, не стоит нам, право, слишком уж увлекаться электоральными шоу в стиле «я президент», которые нам вскоре предложат и Зеленский, и, вернувшаяся после праздников Тимошенко. Президентами они не будут, хотя крови Петру Порошенко, конечно, попортят. А вот в Раду, раскрутившись в качестве кандидатов в президенты, все они, очевидно, пройдут. И, вероятно, не одни. С Бойко и Тимошенко и так все понятно, а Зеленского определенно прицепят в качестве паровоза к какому-нибудь партийному списку.
Сергей Ильченко / Деловая столица