Как известно, 1 декабря украинские летчики получили от президента Украины Петра Порошенко новую и отремонтированную авиационную технику, в частности истребители МиГ-29 в количестве двух единиц и Су-27 в количестве одной единицы.
В то же время наш враг, Россия, ежегодно получает на вооружение около 100 новых боевых самолетов и вертолетов.
Конечно, конкурировать с Россией в количестве боевой авиации не только бесполезно, но и нецелесообразно, учитывая разницу как в площади стран, так и в численности населения и в численности вооруженных сил. Да и применить всю свою авиационную мощь против Украины Путин вряд ли решится, и мы уже писали, почему.
Да и вообще мало какая армия мира может конкурировать с Россией по количеству вооружения. Другое дело – качество этого вооружения. К счастью для нас, возможности России в разработке и производстве новейшей авиационной техники очень ограничены, и эти новые самолеты, которые она штампует сотнями ежегодно, являются ничем иным, как модернизированными моделями самолетов, спроектированных еще в советские времена.
Одной из причин этого является то, что после введения против России ряда санкций она фактически потеряла доступ к мировым рынкам новых технологий, поэтому вынуждена полагаться только на себя и разве что на Китай, который по понятным причинам не продаст своему потенциальному врагу №1 ничего такого, что его усилило бы.
Вместе с тем даже эти российские самолеты имеют преимущество над украинскими «коллегами» в том, что они новые (планеры, двигатели и тому подобное), в то время как нашим уже больше 30 лет, что не может не сказываться на эксплуатационных характеристиках, а также заставляет думать об их замене, которую придется делать уже в ближайшем будущем. Собственно, об этом в один голос говорят военные эксперты.
«Самолет имеет какой-то назначенный ресурс. Вся эта техника была рассчитана на 25 лет эксплуатации. Даже если ресурс продлили на 10 лет, все равно это 35 лет, 40… Это просто лимит, который эта техника не преодолеет. Она вся должна быть списана максимум через 10 лет и отправлена на металл», – озвучил в одном из телеэфиров офицер запаса Вооруженных сил Украины Юрий Збанацкий.
В том же телеэфире председатель правления «Украинского милитарного центра» Тарас Чмут сообщил, что сейчас разрабатывается проект Концепции развития Воздушных сил Вооруженных сил Украины на среднесрочную перспективу, в котором рассматривается возможность закупки американских истребителей. При чем речь идет как о новых, так и о подержанных истребителях.
Согласитесь, определенная логика в этом есть, особенно в контексте ускоренной интеграции Украины в НАТО, где на вооружении состоят преимущественно американские истребители F-15 и F-16.
Если говорить про модельный ряд украинской боевой авиации, то он по состоянию на сегодня представлен самолетами МиГ-29 (ориентировочно 72 единицы), истребителями Су-27 (48 единиц), штурмовиками Су-25 (24 единицы), бомбардировщиками и разведчиками Су-24 и Су-24МР (суммарно до 36 единиц). По сути, все они в среднесрочной перспективе будут нуждаться в замене как по объективным, так и субъективным причинам.
В октябре этого года в Украине прошли крупнейшие международные авиационные учения в истории независимой Украины – «Чистое небо-2018». В учениях были задействованы более 40 летательных аппаратов, десятки зенитных ракетных комплексов и средств радио-технических войск (РТВ), а также сотни военнослужащих из Украины и почти из десяти стран НАТО.
Американские подразделения были представлены, в частности, истребителями F-15C Eagles (боевые), истребителями F-15D Eagles (учебно-боевые). Кроме этого, польские и румынские военные принимали участие в учениях на самолетах F-16C Fighting Falcon.
Как видим, украинских пилотов понемногу приучают именно к моделям F-15 (такой себе аналог Су-27) и F-16 (близкий по параметрам к МиГ-29). Собственно, именно эти две модели являются самыми распространенными на планете среди реактивной боевой авиации, что не удивительно. Ведь американцы давно разработали для своих военных союзников схему, которая устраивает всех: США предоставляют кредиты на выгодных условиях или целевую финансовую помощь при условии, что эти средства будут потрачены на закупку вооружения американского производства. В итоге промышленность США имеет постоянные заказы, а страны-партнеры – высококачественное современное вооружение.
В частности, этим путем пошла Словакия, приобретя 14 истребителей F-16 американского производства, чтобы заменить ими устаревшие российские МиГ-29. Интересно, что США и Израиль в 90-е покупали советские МиГ-29, но исключительно с целью недопущения продажи самолетов в Иран и Сирию. На вооружение они не становились. Сейчас в Израиле МиГ-29 имеется в виде образцов.
Осталось добавить, что F-16 по состоянию на сегодня имеет рыночную цену около 34 млн долларов за единицу, а F-15 обходится покупателям еще дороже. Однако мы живем в мире, где цена на оружие и военную технику – понятие не столько экономическое, сколько политическое, поэтому возможны варианты.
Еще одна проблема переходного периода будет заключаться в переучивании как пилотов, так и обслуживающего персонала с уже привычной советской техники на американскую.
Хотя нельзя не отметить, что именно решение «пересесть» на американские истребители является достаточно революционным, ведь еще в августе 2015 года новоназначенный командующий Военно-воздушными силами Украины Сергей Дроздов в интервью одному из изданий рассказал, что Украина планирует закупить около 100 новых военных самолетов Су-27 и МиГ-29.
То, что этот замысел до сих пор не был реализован, может свидетельствовать о том, что американским партнерам Украины удалось убедить наше военное руководство в том, что американская боевая авиация более перспективна в контексте развития военного партнерства между Украиной и США.
Как бы там не было, а реформа украинской боевой авиации является, судя по всему, делом не ближайшего будущего. Ведь военный бюджет Украины ограничен возможностями ее экономики, а приоритеты на ближайшие годы определены несколько другие.
Руслан Рудомский / Depo.ua