Над строительством «Северного потока-2», которое еще несколько месяцев назад казалось делом практически решенным, снова собираются тучи. Все началось с того, что в конце ноября евродепутат от Латвии Сандра Калниете вынесла на рассмотрение Европарламента проект резолюции. Суть проекта предусматривала отказ ЕС от Соглашения о партнерстве и сотрудничестве с Россией, подписанного в 1997 году.
Но кроме отмены этого очевидно устаревшего юридического документа, проект резолюции констатирует, что строительство газопровода «Северный поток-2» нужно прекратить, поскольку он усиливает зависимость ЕС от поставок российского газа, «угрожает внутреннему рынку ЕС и не соответствует энергетической политике ЕС».
В тот самый день, когда в Европарламенте был зарегистрирован проект резолюции, Манфред Вебер, немецкий кандидат на пост председателя Еврокомиссии от ХСС, которая, к слову, находится в правящей немецкой коалиции, призвал «пересмотреть» участие Германии в проекте.
На следующий день сопредседатель партии «Союз-90 /«зеленые» Анналена Бербок заявила, что Россия осуществила в Керченском проливе «вопиющее нарушение международного права» в отношении Украины, а потому «правительство Германии по политическим причинам должно отказаться от крайне спорного газопровода «Северный поток-2».
Впрочем, заявления «зеленых» можно списать на желание политической оппозиции «заработать баллы» на болезненной для действующей власти теме.
Но 2 декабря поздно вечером уже наиболее вероятная преемница канцлера Ангелы Меркель на посту руководителя ХДС, Аннегрет Крамп-Карренбауэр призвала должным образом ответить на захват украинских моряков и кораблей в Керченском проливе.
По ее словам, было бы «слишком радикально» полностью отказаться от «Северного потока-2», но существенно сократить объемы поставок газа, который будет поставляться через этот газопровод, Берлин вполне способен.
Таким образом, в самой Германии относительно популярные оппозиционные силы (которые после следующих выборов имеют все шансы стать властью) предлагают отказаться от «Северного потока-2», а представители правящей коалиции в лице официальных представителей ХДС и ХСС предлагают «не горячиться» – и ограничиться существенным сокращением прокачки через «Северный поток-2». При том не до конца понятно, как именно Берлин может заставить «Газпром» использовать именно тот газопровод, который захочет немецкое правительство – но, учитывая политический резонанс темы, какой-то механизм в ХДС/ХСС будут вынуждены создать.
А на фоне этого продолжаются судебные споры между «Газпромом» и «Нафтогазом Украины» относительно долга в $2,6 млрд – в рамках которых выплаты от операторов газопроводов «Северный поток» (Nord Stream AG) и «Северный поток-2» (Nord Stream 2 AG) будут перенаправляться швейцарским приставам в счет обеспечения долга.
Все это вместе создает впечатление, что прямой запрет на «Северный поток-2» принят не будет, а резолюцию Европарламента, даже если ее примут, власти Германии более или менее непринужденно проигнорируют.
Но все же Nord Stream 2 AG – это коммерческое предприятие с европейским капиталом. И в случае создания механизма жесткого ограничения объемов прокачки через «Северный поток-2» – и неблагоприятного для «Газпрома» решения местных судов относительно истории с долгом «Нафтогаза Украины», европейские инвесторы могут банально вывести свои деньги из проекта. Что вынудит «Газпром» или строиться полностью «за свои» – или сворачивать строительство, которое сейчас застыло на отметке в 250 готовых километров. Судя по тому, что «Газпром» перенаправил заметную часть средств с «Северного потока-2» на строительство «Силы Сибири», как будут развиваться события не знают и в российской монополии. Слово за немецким правительством.
Тарас Паньо / Depo.ua