четвер, 5 грудня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Сергей Фурса: Приватизация Центрэнерго. Ничего хорошего для Украины Раз МВФ требовал приватизацию, ему дают приватизацию. Развели как котят бюрократов, наверняка думают на Печерских холмах

Когда ты саботируешь программу МВФ, саботируя реформы, то тебе приходится занимать на рынке все дороже и дороже. Потому что за все надо платить. Даже за бесплатный газ. И особенно за газ дешевый.

Если ты саботируешь приватизацию, потакая коррупционерам, то вместо инструмента для привлечения инвесторов ты получаешь пшик. Доказано Центрэнерго.

Компанию, под давлением МВФ, наконец то выставили на продажу. И аукцион вроде должен состоятся. И мы ждали тут хорошего иностранного инвестора. Тем более, что пару лет назад предприятие был готов покупать Gas de France. И если бы приватизацию провели в 2015 году или в 2016 году, то покупка таким игроком большого актива в Украине была бы сигналом наравне с продажей Криворожстали. Но всегда было «не на часі». Ведь вы помните, что нельзя продавать предприятие в отопительный сезон и другие милые отмазки, позволявшие сидеть на потоке друзьям друзей. А поток был хороший, особенно после введения Роттердам+.

А теперь о том, как ожидания отличаются от реальности. Потому что ждали мы Gas de France, а пришел белорусский нефтебитумный завод. Инвестор-мечты.

Всего на аукцион зарегистрировалось пять участников. Даже конкуренция. Но никто из этих покупателей не может стать инвестором-сигналом, за которым устремятся другие инвесторы. А ведь первая цель приватизации – это именно сигнал инвесторам. Второй – борьба с коррупцией. И только третий – деньги.

Итак, первыми идут белорусы. Компания, которую недавно купили за 4,5 млн долларов готова купить украинское предприятие за 200 млн долларов. Похвально, конечно. Кто эти белорусы и насколько они белорусы, а не россияне, сказать сложно. Вполне возможно, что люди, которые построили свой бизнес на реэкспорте российской нефти думают, что также хорошо у них получится завозить в Украину российский уголь и получать сладкий тариф Роттердам+.

Следом идут два отечественных пацана, ведущие бизнес по-украински еще с 90-х годов. Каким сигналом для инвесторов будет их победа в конкурсе, думаю, можно не озвучивать. Это компания Укрдонинвест (Киев), бенефициаром которой является бизнесмен Виталий Кропачев и Баланс групп (Киев), конечным бенефициарным собственником которого является экс-нардеп Дмитрий Крючков, задержанный в Германии 14 июля и подозреваемый в хищении средств Запорижжяоблэнерго. В общем, покупатели проверенные, договороспособные, патриотичные. Как таким людям не продать один из последних крупных объектов, еще имеющийся для приватизации.

С еще двумя участниками есть определенные надежды. Но слабые. И вопросы есть. Большие. Прежде всего, это многофункциональная энергетическая компания из Грузии Georgian International Energy Corporation (Тбилиси), которая действительно является компанией, занимающейся бизнесом. Беда, правда, что ее оборот за прошлый год меньше стартовой цены Центрэнерго. И приход такого игрока может положительно повлиять на рынок в Украине, но вряд ли будет замечен в Лондоне и Нью-Йорке. Сигнала не выйдет. Особенно если обратят внимание, чьим же однокурсником является собственник грузинского инвестора.

И последний желающий купить – Форбс энд Манхеттен Украина (Киев), руководителем которого является член консультационного совета канадского банка Forbes&Manhattan Михаил Спектор. Очевидно, что этот покупатель является номинальным представителем кого-то, но кого – загадка. И хотелось бы знать это до начала аукциона, а не после него. И тут даже речь не о том, что мы не ждем на приватизации россиян. А скорее о том, что не хотелось бы, чтобы за такой славной вывеской скрывались друзья друзей. Или еще хуже, друзья врагов. Ведь пусть этот Форбс вряд ли имеет хоть какое-то отношение к Форбсу – журналу, кроме понтового названия, но кто был владельцем журнала Форбс в Украине мы помним. И знаем, как хорошо у него сейчас складывается ситуация с донбасским углем. А ведь недостаток Центрэнерго – это именно отсутствие собственного угля. Который где-то надо покупать. И никто не будет возить его из Роттердама.

Вот такая вот великолепная пятерка. В общем, раз МВФ требовал приватизацию, ему дают приватизацию. Развели как котят бюрократов, наверняка думают на Печерских холмах. И может быть они и правы. Все-таки, играть в наперстки с наперсточниками дело неблагодарное.


Сергей Фурса / Facebook
Поділіться цим