вівторок, 3 грудня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Лариса Волошина: Пятьдесят оттенков Зеленского Обесцениванием политических процессов в Украине занимаются все. Но то, что разворачивается вокруг «избрания» Зеленского, можно считать апофеозом политической клоунады

За полгода до начала президентских выборов в тройку лидеров политического рейтинга попал шоумен Владимир Зеленский. Об этом свидетельствуют результаты социологического опроса «Электоральные настроения и проблемы, которые больше всего волнуют население Украины: осень 2018», проведенного Киевским международным институтом социологии и социологической группы «Рейтинг».

Сам Зеленский желания баллотироваться на пост президента пока не высказал. Социологи объясняют его присутствие в списке «интересом». Что им просто хотелось узнать, а что будет, если на пост президента будет претендовать не политик. Почему по этим причинам в список кандидатов потратили именно Владимир Зеленский и Святослав Вакарчук, а не, скажем, мешок с картошкой, остается тайной. Мы же не будем подозревать уважаемых исследователей из разных центров и институтов в том, что их «контрольный» кандидат навязывается обществу в качестве «нового лица» не просто так, а за большие деньги? Согласимся, что это творческий подход к научной работе. Поэтому проанализируем факты. Даже если они образованы водоворотом чьей безудержной социологической фантазии.

Чей слуга?

Кроме дискредитации социологических исследований в стране, казус Зеленского указывает на полную дезориентацию украинского общества. Феномен роста электоральной поддержки кандидата, который даже не заявил о своих политических амбициях и не имеет ни партии, ни программы, свидетельствует о том, что часть украинцев готова отдать самую должность в стране случайному человеку. Вполне возможно, что украинских избирателей не огорчают такие тонкости, как команда, политическая программа, или даже готовность кандидата выдвигать свою кандидатуру на выборах. Возможно даже, что они путают юморески с предвыборными программами кандидатов. Почему бы нет? Но по результатам другого исследования – «Динамика общественно-политических взглядов в Украине», 4% избирателей готовы проголосовать за партию Зеленского «Слуга народа». И это при том, что традиционные политические силы, которые имеют региональные сети, едва дотягивают до 7% поддержки.

Поэтому, речь уже давно идет не просто о фигуре популярного комика, но и об одобрении его политической силы, которой не существует в природе. Поэтому стоит поговорить про другой важный момент. Кто он – тот гражданин Украины, который собрался проголосовать за Владимира Зеленского? Портрет избирателя здесь даже более показательным, чем рейтинг «кандидата Шредингера».

Потенциальные избиратели Зеленского являются людьми, которые поддерживали Майдан, одобряют курс Украины в ЕС и НАТО, поддерживают создание автокефальной Поместной церкви, и ни разу на протяжении последних трех месяцев не смотрели российских телеканалов. Но их не тошнит от скетчей и флеш-мобов их любимца, в которых он сравнивает Украину с проституткой, ругает власть за запрет российских телеканалов и сайтов и требует отменить языковые квоты на украинский язык. Почему всех этих проукраинских, проевропейских, пронатовских «майдановцев» не обижают шутки «95 квартала»? Ведь они очень напоминают рассказы «русского мира» про «один народ», «какую страну потеряли», «при Януковиче было лучше».

Как так случилось, что люди, которые свидетельствуют приверженность идеалам Майдана, готовы сделать президентом человека, который на протяжении многих лет высмеивает «маленького рагуля» и проповедует, что защита национального языкового и культурного пространства является поведением пещерного неадеквата? Может потому, что потенциальные избиратели Зеленского сами являются людьми без убеждений? Может, они только имитируют политическое сознание? Как он имитирует политическую позицию в своем комик-шоу и многочисленных флешмобах.

«СМИ-сознание» избирателей

Согласно опросам, в обществе царит тотальное недоверие ко всем политическим партиям и государственным институтам. Украинцы не доверяют никому, а особенно Верховной Раде. Всей. В общем. На вопрос: «Что государственная власть должна сделать в первую очередь, чтобы повысить ваше доверие?», 71% опрошенных ответили «Завершить войну на Донбассе». Завершить, а не победить! Показательно, что при этом только 9% связывают рост своего доверия с «возвращением Крыма к Украине». Непоследовательность царит в каждом вопросе, каждому ответа, который дают большинство граждан. Общественный запрос на завершение войны без возврата Крыма свидетельствует о том, что основные ценности — демократия, права, парламентаризм, суверенитет и целостность государства – не являются ключевыми для оформления политических предпочтений избирателей.

Украинцы превратились в общество со «СМИ-сознанием». И дело здесь не в рейтингах несуществующих кандидатов. А в том, что ненависть к власти – некоего воображаемого коллективного монстра – привела к тому, что большинство украинских граждан спокойно наблюдают, как власть ускользает в руки популистов. Более того! Кандидата-фантома, который существует исключительно в болезненном воображении социологических агентств. Рейтинги Зеленского и его мифической политической силы самом деле обеспечивают те избиратели, которые много лет голосуют за «все хорошо против всего плохого». Таких среди украинцев всегда было 10-13%. Угрожающей является и разочарование и отстраненность от политической жизни страны, которая наблюдается в последнее время среди настоящих поборников проукраинского курса.

Недовольные экономическим положением, темпом реформ, длительной окопной войной, они больше не пытаются искать политиков, программа которых давала бы ответ на мучительные вопросы современности. Они готовы попробовать «кого новенького». Как будто резкое изменение курса или проходимец у власти не является огромной угрозой во время войны.

Шоу должно продолжаться?

Цирк с вождением коров по Крещатику и эпопея с новым курсом, который больше похож на случайный набор научных терминов, или костюмированное шоу в стенах Верховной Рады под названием «Депутаты пишут письмо вместо того, чтобы работу делать» – все это сведение политики к обычному вечернему шоу . Где немного музыки, немного шуток, немного дураков, которые предлагают зрителю воспринимать политику в качестве глупостей, к которым прибегают лакомые к власти и денег проходимцы.

Обесцениванием политических процессов в Украине занимаются все. Но то, что разворачивается вокруг «избрание» Зеленского, можно считать апофеозом политической клоунады. Результаты опроса «Рейтинг» поражают смесью и непоследовательностью, которая царит в головах украинцев. Как тут не вспомнить меткое выражение о социально-политической ситуации в Петрограде накануне Октябрьского переворота 1917 года. О том, что власть буквально валялась на земле и Ленину оставалось только наклониться и поднять ее из-под ног. То, что на пятом году российско-украинской войны второе место в президентской гонке украинцы отдают шуту, означает, что в грязь брошен не только институт президентства, но и пост главнокомандующего.

В народном воображении уже составлен образ того, чему необходимо стремиться. ЕС, НАТО, цены, тарифы, мир, новые лидеры и чтобы все было весело и креативно. Общество устало ждать, пока Украина превратится в Швейцарию. Именно поэтому общественный запрос сегодня есть историей болезни коллективного шизофреника. Люди одновременно стремятся диаметрально противоположных вещам: чтобы всех «пострелять» и со всеми примириться; главное чтобы экономика, чтобы был мир, рост и чтобы без коррупции; но и без «беспорядков» в виде рыночных цен и европейских налогов. Украинцы хотят получать, а не зарабатывать; войны, а не победы; справедливости, а не верховенства права и законов. Украинцы вообще не видят в законах залога безопасности добропорядочного гражданина, воспринимая их в качестве наказания «для плохих людей». Так стоит ли удивляться, что имеем, что имеем? Ведь получается, что хотим. Украина – страна патологически бедных людей, не желающих мыслить категориями ответственного гражданина.

Когда Маргарет Тэтчер определила гражданина как «ответственность» за Британию, продолженную в поколениях. Страна предков, которую необходимо передать потомкам. Люди, которые смеются над малороссийскими скетчами и готовы голосовать за поборника «братства между народами» являются не украинцами, а малороссами. Но те, кто не желает предотвратить их прохождению во власть, избегают ответственности гражданина. Даже если отстаивают язык, армию, веру и путь в Европу. Пророссийский реванш в стране обеспечивают не только наемные шуты. Но и и те украинцы, которые не желают определиться с приоритетами.


Лариса Волошина / Эспрессо
Поділіться цим