п'ятниця, 29 березня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Юрий Сандул: Россия не отступает. Чем сменится патовая ситуация? От того, как Украина выстраивает стратегическое сотрудничество с США, зависит, сможем ли мы вернуть захваченные агрессором земли

Специальный представитель государственного департамента США по вопросам Украины Курт Волкер в интервью украинскому телеканалу «Прямой» заявил: если Россия согласится на имплементацию «минских соглашений», то только тогда можно говорить об отмене санкций США. Если же не согласится, считает спецпредставитель, то «мы неоднократно будем применять такие санкции к России, пока она не начнет сотрудничать для поиска решения».

Что же, это правильная позиция США. Никаких уступок агрессору, давление надо усиливать до полной победы, то есть до освобождения оккупированных агрессором украинских территорий.

Попутно заметим, что г-н Волкер последнее время очень часто говорит с журналистами, и всегда его слова – безусловная поддержка Украины и безусловное осуждение действий России. Такая публичная активность спецпредставителя госдепа США на переговорах с Россией по украинскому вопросу служит косвенным, но вполне убедительным доказательством, что упомянутые переговоры зашли в тупик и фактически прекратились. Если бы они продолжались, если бы эксперты с обеих сторон что-то согласовывали, спорили, готовя какие-то общие решения для своих шефов – Курта Волкера и Владислава Суркова, – то у Волкера просто не было бы времени для журналистов, а главное – он бы, конечно же, воздерживался от жесткой критики партнера по переговорам.

Так, неуступчивость России относительно Донбасса очевидна. Идея миротворцев ООН тихо умерла, ее уже не вспоминают даже в нашем МИДе. Умерла, потому что Россия не хочет уходить с Донбасса, а без этого нет никакого смысла в миротворцах ООН. Заглох и весь так называемый «минский процесс» с его «нормандским форматом» – по той же причине.

Чем сменится нынешняя патовая ситуация (не может же она быть вечной!)? Варианты, как говорится, возможны, и все они зависят от того, кто и что в итоге уступит. С нашей, украинской, стороны все мыслимые уступки уже давным-давно сделаны, но Россия требует, по сути, не уступок, а капитуляции. Поэтому нам остается терпеть оккупацию в ожидании того исторического момента, когда Россия вынуждена будет отступить. Конечно, не только терпеливо ждать, но и максимально способствовать приближению упомянутого момента.

США – единственная сила в мире, способная «переломить» Россию (Евросоюз, к сожалению, такой силой не является), поэтому именно американская позиция, американская политика в отношении России нас беспокоит в первую очередь. Если американские санкции против России будут усиливаться до тех пор, пока Кремль не отступит (как утверждает Волкер), тогда все в порядке. Оптимизма добавляет и то, что претензии США к Кремлю отнюдь не ограничиваются лишь его агрессией против Украины. Уже есть длиннющий список этих претензий, и с каждым днем он только растет, поскольку, повторим, упрямство России очевидно, и не только в отношении Донбасса.

Россия сейчас активно маневрирует, точнее – пытается маневрировать в поиске сближения с Европой (Германией и Францией), которая в значительной степени зависима от российских энергоносителей и которая откровенно боится войны. На данный момент Кремль использует проблемы Европы с беженцами-мигрантами, обещая ей помощь (мол, Сирия примет обратно беженцев). Но все эти маневры не дадут желаемого для Кремля результата, если политика США в отношении России будет развиваться так, как она развивается сегодня: постепенное усиление санкций, сокращение политических, экономических, культурных контактов, размещение военных сил НАТО и США в Восточной Европе, масштабная модернизация вооружений, и т.д. Упомянутые нами слова Курта Волкера – лишь капля в море убедительных доказательств, что такая американская политика в отношении России всерьез и надолго. Впрочем, никаких гарантий нет и быть не может.

При этом худшей для Украины стратегией было бы полагаться исключительно на американскую помощь. Вроде бы банальная истина, никто никогда вслух не скажет, что США, мол, сами все сделают за нас. Однако на деле, к большому сожалению, нередко именно так и получается. Санкции Украины в отношении России отнюдь, мягко говоря, не преобладают над американскими. На дипломатическом фронте мы до сих пор не удосужились ответить России хотя бы так, как это сделала Грузия десять лет назад (и придерживается этой линии десять лет). Мы до сих пор не разорвали некоторые украинско-российские соглашения при очевидном от них ущербе для интересов Украины (см. нынешнюю ситуацию в Азовском море). А про американскую оценку эффективности наших политических и экономических реформ лучше не вспоминать.

Поэтому, как ни странно это может выглядеть на первый взгляд, приоритетом украинской внешней политики должна быть не Россия, даже не Европа, а США. От того, как будет выстроено стратегическое сотрудничество (и будет ли вообще оно стратегическим) Украины и США определяющим образом зависит, сможем ли мы (и когда именно) вернуть захваченные агрессором украинские земли.


Юрий Сандул / Укринформ
Поділіться цим