четвер, 28 березня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Сергей Стельмах: К чему приведут «колхозные планы» Аксенова в Крыму Сельское хозяйство Крыма оказалось на грани выживания из-за аннексии и некомпетентности марионеток Кремля

Подконтрольный Кремлю глава аннексированного Крыма Сергей Аксенов предложил возобновить в республике работу коллективных аграрных предприятий – колхозов. Выступая на заседании российского правительства республики, Аксенов заявил, что иного пути восстановления сельского хозяйства он не видит, пишет Сергей Стельмах для Крым.Реалии.

«Уничтожение колхозов и совхозов в советское время – это отрицательный пример того, как можно очень быстро развалить сельское хозяйство… Возможно, пойти по пути, когда «корпорация развития» выкупила бы паи у людей и частников, и вернула бы их назад в государственную собственность, чтобы пойти опять по пути формирования коллективных хозяйств. Ничего иначе не получится», – процитировали Аксенова российские СМИ.

Российская аннексия Крыма и последующая водная блокада полуострова существенно усложнили жизнь фермерам. На полуострове сохранились лишь отдельные отрасли – зерноводство (выращивание пшеницы и ячменя), а также молочное животноводство и свиноводство. Фермеры постоянно испытывают финансовые трудности. Доходы упали из-за санкций, отсутствия доступных кредитов, потери рынков и невысоких закупочных цен в соседней России.

Господин Аксенов пытается играть на советской ностальгии людей старшего возраста. У этой категории крымчан работающие колхозы ассоциируются с относительно сытыми временами «развитого социализма». В реальности под прикрытием «восстановления колхозов» крымским селянам могут подсунуть аграрную монополию. «Корпорация развития Крыма» является непубличным акционерным обществом – коммерческим предприятием, акции которого поделены между учредителями или заранее определенным кругом лиц. Формально оно не подчиняется крымскому правительству. Как указано в уставе организации, «корпорация» занимается инвестиционной деятельностью «в целях формирования земельных участков», созданием и модернизацией инвестиционных площадок, промышленных зон, индустриальных и агропромышленных парков, а также реализацией государственных программ. Судя по документу, вся деятельность акционерного общества вращается вокруг привлечения в республику инвесторов, поиска площадок под проекты, оформления документов и создания инфраструктурных объектов для «промышленных парков и кластеров».

Прямого отношения к сельскому хозяйству «корпорация развития» не имеет. Совершенно не ясно, как акционерное общество будет «выкупать» у селян земельные паи и затем «возвращать» участки государству для создания пресловутых колхозов. «Корпорация развития», будучи частной конторой с громким названием, заинтересована только в одном – получении прибыли, повышении доходов акционеров. Учитывая все вышесказанное, а также укоренение в регионе кумовского капитализма, можно предположить, к чему может привести «колхозный план» правительства. Крымские власти вместе с конечными бенефициарами «корпорации развития» возьмут в долгосрочную аренду земельные участки селян, доставшиеся им после «распаевания» колхозного и совхозного имущества. Затем на этой земле будет создано одно крупное или сеть небольших сельскохозяйственных предприятий – эдаких псевдогосударственных «колхозов». Основное направление – зерноводство и животноводство. Причем зерно можно выращивать не на продажу, а на корм свиньям и рогатому скоту. Даже нынешнее состояние крымского земледелия позволяет развернуть такое безотходное хозяйство.

Далее, крымское правительство станет лоббировать принятие отдельной государственной программы по «укреплению» крымского агросектора или внесение соответствующих изменений в ФЦП по развитию полуострова. Основная задача – добиться дотаций из российского бюджета на покупку техники, ГСМ, удобрений, строительных и прочих материалов. Рядовые крымские фермеры не смогут конкурировать с «колхозным монстром», сидящем на бюджетной игле. Мелкие хозяйства начнут схлопываться, а их владельцы и сотрудники вынуждены будут вкалывать на «государственный колхоз». При этом другой работы в селе нет. Типичная феодальная схема: обогащение крупных землевладельцев за счет обнищания и разорения основной массы товаропроизводителей.

Ранее прозвучало несколько тревожных «звонков», связанных со вспышками африканской чумы свиней. Чиновники несколько месяцев били в набат, заявляя о распространении эпидемии на полуострове, но долго не могли с ней справиться. Животных изымали из хозяйств, выплачивая собственникам копеечные компенсации, затем свиней отправляли на убой и утилизацию. Фермеры не поверили заявлениям властей. Они расценили вспышку эпидемии как коммерческий проект по переделу рынка в интересах крупных производителей. Ранее аналогичную схему провернули в Краснодарском крае соседней России: под видом борьбы с заразой уничтожили мелкие хозяйства, расчистив дорогу для крупных холдингов.

Теперь в случае реализации «колхозного плана» власти и акционеры «корпорации развития» получат как бы законный способ создания аграрных синдикатов по производству зерна, молока и мяса. Будут довольны все, кроме самих крымчан – обанкротившихся фермеров и конечных потребителей, которым придется покупать товары по ценам монополиста.



Поділіться цим