субота, 5 жовтня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Сергей Фурса: Они идут в парламент отбивать свои бабки Кандидаты на округах это инвесторы. Они берут 1-2 млн долларов, или больше. И инвестируют в округ… А этот процесс не имеет ничего общего с реформами

Иногда шанс появляется случайно. Парламент чисто случайно дал 226 голосов в первом чтении за новые правила выборов, просчитавшись и не прокатив закон. И теперь есть шанс изменить лицо украинского парламентаризма. Которое пока выглядит как крайне противная и наглая морда. Надо лишь заставить тот самый парламент проголосовать еще один раз.

Мы привыкли говорить, что этот парламент испортился, несите новый. И в чем-то мы правы. Ведь не секрет, что мало кто доволен ситуацией в Украине. Собственно, из-за того, что у нас все не по-людски и возник Майдан. Систему надо менять, причем полностью. А для этого нужен парламент. Который готов менять систему. И который готов голосовать. Так уж все устроено, что без депутатов никуда. А если мы не изменим фундаментальные основы, то косметический ремонт все равно не поможет. Парламент должен быть готов принимать важные непопулярные решения. А по текущему закону такой парламент просто не может быть избран.

Готов ли этот парламент? Как оказалось нет. Может в нем, благодаря инерции Майдана, и оказалось гораздо больше приличных людей, чем в любом парламенте ранее, но явно недостаточно. Могут ли помочь выборы? Пока что по социологии в это не очень верится. Но теоретически возможно. Но даже теоретическая возможность пропадает, если мы оставляем мажоритарку. Потому что даже по партийным спискам в парламенте будет куча шлака, в первую очередь популистов и бывших регионалов. За них проголосуют. Эти люди никогда не будут голосовать за реформы. Потому что реформы будут убирать денежные потоки, с которых они кормятся. И битва будет идти только в одном направлении, будет ли у этих партий половина и больше голосов на выборах или нет.

Но если будет мажоритарка, то даже поражение регионалов и популистов ничего не даст. Потому что половина парламента будет избираться по округам. А там речь идет не о политике. И не о намерении делать или не делать реформы. Там речь идет о покупке голосов за гречку. Все те мерзопакостные коррупционеры, клиенты НАБУ, кого не могут взять в список из-за их токсичности, разъезжаются из Конче-Заспы по регионам и начинают скупать избирателей. Они уже облюбовали себе округа. И постепенно подкармливают избирателей. И это, к сожалению, работает. И будет работать до тех пор, пока страна бедная и пока за это не садят. А страна останется бедной, и без верховенства права, до тех пор, пока мы не получим парламент, способный на изменение. Замкнутый круг.

Кандидаты на округах это инвесторы. Они берут 1-2 млн долларов, или больше. И инвестируют в округ. Когда вы инвестируете, то ваша цель – получить прибыль. И они идут в парламент отбивать свои бабки. А этот процесс не имеет ничего общего с реформами. Потому что отбить свои бабки можно только если голосовать против реформ. Потому что за это платят. А за реформы приходится голосовать бесплатно. А значит, никто из этих самых мажоритарщиков не станет помогать изменять страну. Украине нужны инвестиции, но не инвестиции в мажоритарные округа. Даже если все эти мажоритарщики потом наденут вышиванки.

В итоге, новый закон о выборах является необходимым, но не достаточным условием для того, чтобы украинский парламент смог осуществлять реформы. Для того, чтобы в следующем парламенте вы не увидели Пашинского, Роземблата, Довгого, Насирова и им подобных. Согласитесь, даже если вы не хотите реформ, второго уже достаточно. Ведь будьте уверены. Все эти персонажи пролезут в Раду через округа в регионах. Необходимое условие – это голосование людей. Но это уже совсем другая история.

И да, можно еще вспомнить о том, что коалиция, президент и депутаты сами обещали убить мажоритарку и сделать открытые списки. Бумажки всякие подписывали. Но мало ли они чего обещали. Этот аргумент можно не часто вспоминать. Ведь текущему составу парламента не присуще выполнять свои обещания. И в следующем хотелось бы наблюдать другое качество.


Сергей Фурса / Facebook
Поділіться цим