п'ятниця, 26 квітня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Виталий Портников: Украина тоже на «иранском шпагате» Главный бенефициар решения Трампа по ядерной сделке с Ираном – российский президент Владимир Путин

Решение президента Соединенных Штатов Дональда Трампа выйти из ядерного соглашения с Ираном за несколько часов изменило всю архитектуру мировой политики, пишет Виталий Портников для Эспрессо.

Президент Трамп, вне всякого сомнения, имеет право сомневаться в эффективности такого соглашения и его способности помешать Ирану создать собственное ядерное оружие. Однако американскому лидеру не удалось убедить в целесообразности такого подхода партнеров по соглашению.

Соединенные Штаты были поддержаны Израилем и Саудовской Аравией. Но на другом берегу оказались Европейский Союз, Россия и Китай. Приверженность иранской ядерной сделке может, в конечном счете, привести к серьезному сближению их интересов.

Поэтому главный бенефициар решения Трампа – российский президент Владимир Путин. Путин опять необходим Европе как один из сторонников соглашения с Ираном. Главный оппонент иранских аятолл, израильский премьер Беньямин Нетаньяху вчера стоял рядом с российским президентом на праздничной трибуне – не ради праздника, конечно, а ради поиска поддержки в обеспечении безопасности своего государства.

И, конечно, нефть. Решение Трампа объективно содействует росту цен на энергоносители – а значит, за своё ближайшее будущее Путин может не беспокоиться. И ни на какие компромиссы с Западом не идти. Если американский президент собственными руками – пусть и опосредованно – наполняет его резервные фонды, то зачем нужны компромиссы?

Украина – в куда более непростой ситуации. Украине важна и поддержка США, и поддержка Европейского Союза. США – главный партнёр Украины в вопросах преодоления последствий российского нападения. Но приверженность общим с Европой целям и ценностям была краеугольным камнем нашей политики после Майдана.

Сейчас европейские цели и ценности будут все больше отличаться от американских. И – самое главное – будут значительно отличаться интересы. Из Вашингтона и Брюсселя наши политики будут получать разные сигналы. Нередко – противоположные.

Такова реальность, которая возникла после решения Дональда Трампа. В этой реальности нужно научиться жить и использовать ее в своих интересах. Но я не исключаю, что в элите у нас вскоре вместо прозападной появятся «американская» и «европейская» партии («российская»давно есть). А для украинской места уже просто не останется.



Поділіться цим