субота, 20 квітня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Возвращение России в СЦКК: Кремль слишком много хочет А именно: легализацию «гражданской войны» и дипломатический статус для своих офицеров

Замминистра иностранных дел Российской Федерации Григорий Карасин в интервью ТАСС озвучил два условия возвращения России в СЦКК – Совместный центр по контролю и координации прекращения огня.

Первое: «Мы выступаем за то, чтобы были обеспечены нормальные, гарантированные условия для работы и пребывания наших военных в СЦКК. Такие условия не были созданы, несмотря на четыре ноты, направленные российской стороной по дипломатическим каналам… Совместный центр должен иметь мандат, прописанную и утвержденную процедуру оформления документов и порядок их действий. То есть, документ, который многое бы определял и гарантировал предсказуемость пребывания российских военных в этом центре».

Второе: «Мы считаем необходимым, чтобы в этом центре были представлены Донецк и Луганск. Это также важное условие».

Со вторым условием Карасина все понятно. Это действительно важно для России – сделать марионеточные «ДНР/ЛНР» полноправными субъектами «минского процесса», и тем самым фактически узаконить российское видение войны на Донбассе: воюют Украина и «ДНР/ЛНР» (то есть, гражданская война), а Россия – такой же посредник в поиске мира, как Германия и Франция. Поэтому для Украины такое условие возвращения России в СЦКК абсолютно неприемлемо. Без вариантов.

А вот с первым условием стоит разобраться. На первый взгляд, ничего страшного для Украины требования «нормальных, гарантированных условий для работы» или «иметь мандат, прописанную и утвержденную процедуру» не содержат. Однако эти формулировки слишком общие, а о чем речь конкретно?

Начинать надо с того, что СЦКК – это некий орган «на птичьих правах». Созданный в сентябре 2014 года по устному согласию российского и украинского руководства. То есть, никакого двустороннего документа (соглашения) об СЦКК не существует. Соответственно, российские офицеры приезжали по правилам и процедурам обычных граждан РФ. То есть, Украина могла кого-то из этих офицеров не пустить без объяснения причин, на границе обыскать (у них же нет дипломатического статуса), выслать обратно в Россию в любой момент с запретом въезда в Украину на определенный срок. И находиться в Украине российские офицеры могли не более 90 дней, потом – замена. Плюс Украина на свое усмотрение устанавливала условия и правила быта русских офицеров (и были эти условия очень жесткими).

Конечно, России это не нравилось. Во-первых, это очень неудобно с точки зрения наблюдения за украинскими вооруженными силами, во-вторых – унизительно для надменных по отношению к украинцам россиян. А главное – какая от такого СЦКК польза России? Поэтому Россия настойчиво требовала от Украины («четыре ноты») выгодных для себя изменений.

И почему бы Украине тут не уступить? Неужели это так для нас принципиально – иметь право на обыск российских офицеров или отпускать их в магазин только после письменного рапорта и в сопровождении наших нацгвардейцев? Оно, конечно, приятно и справедливо, что российские офицеры трижды в день ходили в столовую строем под конвоем, но может ради дела (СЦКК все-таки существенно способствовал снижению военного напряжения) можно уступить?

Можно, но дело здесь не в том, как россиянам обедать или сколько дней они могут быть в Украине без замены. Порядок, который определял условия россиянам, законодательно закреплен. Да, это общий порядок для всех граждан РФ, и он не очень подходит тем, кто работает в такой специфической структуре, как СЦКК. Но другого легитимного порядка просто нет. Россия как раз и предлагает утвердить отдельный порядок для СЦКК. То есть, заключить официальное двустороннее (или многостороннее) соглашение о таком органе. Вот здесь и появляется камень преткновения. Он не в быту русских офицеров, а в вопросе: с кем Украина заключает такое соглашение? Если с агрессором и оккупантом, как говорит закон Украины, то «контроль и координация прекращения огня» с агрессором выглядит полным издевательством и над международным правом, над здравым смыслом. В таком соглашении Россия непременно постарается в той или иной форме утвердить тезис о своей непричастности к конфликту и о «гражданской войне». То есть, условие формального соглашения об СЦКК для Украины неприемлемо по тем же прин, что и второе российское условие – об обязательном участии «ДНР/ЛНР».

Можно ли вернуть россиян в СЦКК без выполнения их неприемлемых условий? Увидим. Именно сейчас, как утверждает специальный представитель государственного департамента США по Украине Курт Волкер, идет попытка решить проблему СЦКК. Приведем цитату из ответа Волкера на вопросы журналистов во время его последнего телефонного брифинга 29 января: «Есть проблемы,.. некоторые из них – достаточно практического или технического характера, например, какие документы должны иметь при себе люди, и какой статус российских офицеров на украинской территории. Эти вопросы вполне можно решить, и я знаю, что министр иностранных дел Украины Павел Климкин поддерживает связь с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым в попытке решить эти технические вопросы. Я надеюсь, что это будет сделано в ближайшее время, и присутствие российских офицеров в СЦКК будет восстановлено как можно быстрее. Это очень важно для обеспечения безопасности жителей Донбасса».

Курт Волкер, конечно же, понимает, что проблема не только в чисто технических вопросах. И вообще – все всё понимают, прежде всего – кто агрессор, а кто жертва агрессии, только нам от этого не легче. И не станет легче, пока агрессия не прекратится и Украина не вернет свою землю. Это обязательно произойдет, если мы не будем больше ошибаться с определением, где технические вопросы, а где принципиальные, которыми нельзя поступаться никогда.


Юрий Сандул / Укринформ
Поділіться цим