субота, 7 вересня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Вадим Лукашевич: Это и есть полная импотенция России Россияне так упивались своим никчемным самолюбованием, основанным на прошлых заслугах СССР, что упустили все

В ходе обсуждения предыдущего поста мне был задан вопрос: «…как вы лично считаете – если загнать в отрасль определённое кол-во млрд, и да правильно их применить – реально её поднять на советский уровень? За 5-10 лет? Или уже только через «систему менять надо»?

Я начал отвечать там же, но понял, что в силу важности темы ее нужно вынести отдельным постом. Итак, мое мнение:

Только деньги сейчас уже ВООБЩЕ ничего не решают, они просто продлевают агонию. Загоним в отрасль больше – больше разворуют, и все. Рогозин купит себе вторую квартиру за 600 млн. рублей, Чемезов – корабль или остров в теплых водах, но летать в космос лучше не станем.

Сейчас я вижу следующие ключевые проблемы нашей космонавтики:

— отсутствие квалифицированных кадров на всех уровнях, от рабочего до Комарова-Рогозина. Кого-то нужно учить, восстанавливая систему проф-техобразования и престиж инженера/ученого, кого-то – гнать поганой метлой без выходного пособия. Полагаю, нужна частичная люстрация руководства среднего и высшего звена на основе профпригодности; Нужно кардинально менять систему подбора и расстановки кадров, ставя во главу угла профессионализм и способность воспринимать новое и смотреть вперед;

— порочная структура управления отраслью, созданная исключительно для баблопопила, в виде госкорпорации; ее нужно менять, допуская в отрасль конкуренцию и новых игроков-частников. Илон Маск показал, что это так;

— неспособность стратегического планирования, а при неуклюжих попытках планирования – абсолютная неспособность учитывать и предполагать риски и вызовы, только злобно-завистливая рефлексия на чужие успехи. Вот пример: 20 лет мы ржали над тем же Маском и с пеной у рта доказывали, что он не сможет создать двигатель, ракету, корабль, решить вопрос спасения и повторного использования ракетных ступеней. Мы – начиная с головного научного институт отрасли ЦНИИМаш – последние 30 лет доказывали, что многоразовая космонавтика бесперспективна, а теперь бросаемся копировать его технические решения по спасению первых ступеней – это, при наличии сонма дармоедов в Роскосмосе, ЦНИИМаше, РККЭ, ЦиХе и проч. – позор куриной слепоты. Мы 20 последних лет гордо рвем на себе рубаху от наших «Союзов», пляшем от радости из-за ухода шаттлов и спесиво орем на весь мир, что все летают только на наших «Союзах», но не смогли за это время создать ни один новый космический корабль! А в этом году у американцев их появится сразу два. Тоже самое со сверхтяжелой ракетой – говорим об этом уже десятилетия, но докатились до того, что заранее, на десятилетие вперед, просим американцев пустить нас на их супертяж SLS, чтобы они нас подбросили до Луны – иначе мы не сможем принять участие в следующей международной программе. Это и есть полная импотенция как неспособность предвидеть перспективы развития. Подчеркну – чужого развития, о своем речь уже не идет. Это даже неспособность не то что быть лидером, а даже догонять его. Мы так упивались своим никчемным самолюбованием, основанным на прошлых заслугах, что просрали ВСЕ. Мы смогли сделать за последние 25 лет только одну новую ракету «Ангара-А5», которая слетала нормально только один раз и теперь неизвестно, зачем она вообще нужна; и мы смогли построить новый космодром всего с одной стартовой площадкой, с которой старая ракета дважды слетала с 50%-й надежностью из-за забытого азимута стрельбы…

Нормальное планирование при нынешней модели управления отраслью невозможно в принципе, потому что главный план нынешних «планировщиков» – обеспечить себе нынешний баблопопил, сохранив его на будущее – и так успешно реализуется.

— космонавтика всегда была на передовых позициях науки, технологий и производства, квинтэссенцией развития, т.е. она снимала сливки с экономики в целом. Сейчас снимать нечего, т.к. ушел экономический, научный, промышленный и технологический потенциал. А в этом уже виновата выбранная модель развития. Мне эта тенденция была видна уже давно, потому что я изначально смотрю на экономическую и политическую обстановку в стране незашоренными глазами. Я еще 10 лет назад говорил на интернет-форуме журнала «Новости-космонавтики», что если мы не изменим промышленно-экономическую парадигму развития, мы потеряем космонавтику и не только, в перспективе — и страну в целом. Это очень важно, но дано не всем — видеть за деревьями лес, понимая ТЕНДЕНЦИЮ.

Меня не понимали, травили, и я был вынужден с форума НК уйти.

За публичную критику нынешней структуры отрасли в виде госмонополии я в январе 2015 года был исключен из экспертного состава Космического кластера Фонда Сколково — ну и что такое Сколково сейчас?

Но я прав: мы получили именно то, о чем я везде открыто предупреждал —

наша космонавтика сейчас в глубокой жопе, и отчасти уже по внешним для нее причинам, вытекающим из выбранной экономической модели и идиотизма внешней политики.

Вот пример — нашей космонавтике мешают санкции, из-за них (т.е. из-за проседания экономики в целом) пришлось сократить объем Федеральной космической программы 2016-2025 вдвое (!). Несколько лет Рогозин брызгал слюной (да и не только он), доказывая, что санкции нам нипочем, да теперь иссяк, и тупо обвинил Америку в провалах Роскосмоса.

Санкции космонавтике мешают – а может она, например, в лице Роскосмоса, их отменить? Нет, потому что это следствие государственной политики, влиять на которую отрасль не в состоянии. Космонавтика – часть экономики, и поражена теми же болезнями, в том числе коррупцией, протекционизмом и дилетантством. И так как это российская космонавтика, она является заложницей выбранного политического и экономического (внутри и вне страны) курса руководства России. Со всеми вытекающими…

PS: вообще, когда понимаешь тенденцию, то четко видишь ее финиш. Именно поэтому российская космонавтика два-три года назад стала мне просто неинтересна – сейчас я просто убеждаюсь в этом…

Три года назад мы планировали собственную высокоширотную орбитальную пилотируемую станцию. Сейчас уже нет.

Еще четыре года назад мы планировали лунную пилотируемую экспедицию. Два года назад мы отказались от создания необходимой для этого сверхтяжелой ракеты, и вся наша лунная программа накрылась. Сегодня мы, чтобы успеть на уходящий без нас поезд – создание другими партнерами по нынешней Международной космической станции – обитаемой станции на окололунной орбите, просим американцев возить нас туда на своей ракете…

Тенденцию видите? Окололунная станция – это ведь еще не менее 10 лет разработок. Санкции останутся, стагнация экономики и падение технологического уровня – тоже. При сохранении нынешней ТЕНДЕНЦИИ в нашей космонавтике – вообще, будет ли нужна нам через десятилетие окололунная станция? Тенденция, однако…


Вадим Лукашевич / Facebook
Поділіться цим